Семена слова для нивы Божией. Поучения с амвона. Поучения на дни святых. В день святых первоверховных апостолов Петра и Павла.
Поучение сорок восьмое
(29 июня ст. ст. - 12 июля нов. ст.)
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Радуйтеся апостолы Христовы, Петре и Павле!
Сегодняшний день с особой торжественностью прославляет Святая Церковь первоверховных апостолов Петра и Павла. Послушаем, что пишут святые Отцы об этих великих Апостолах:
«Часто случается, возлюбленные братия, что вы смотрите на деревья; вот почти все дерево покрыто листьями, но несколько веток засохло; эти засохшие ветки есть образ наших душ».
Апостол Петр говорит, что мы от Господа Бога получаем благодать в сердце сокрушенно. И это действительно так! Если мы приходим на праздник в церковь, вот хотя бы сегодня пришли почтить память первоверховных апостолов Петра и Павла, то мы получаем от Господа Бога дар Божественной благодати. И вот когда мы не чувствуем этого дара в своем сердце, тогда мы возвращаемся такими же, какие были; это значит, что души наши засохли, подобно этим ветвям, не имеющим жизненной силы. Наша душа должна направиться по такому пути, чтобы каждый раз, возвращаясь из церкви, она делалась лучше, она должна ощущать в себе дар этой благодати и носить его в себе.
Почему же мы не чувствуем силы благодати? Почему не изменяется душа наша? А потому, что мы горды, в нас нет смирения и нет сокрушения перед Богом.
Ведь пророк Давид говорит: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит», то есть Господь не оставит такое сердце и посетит его. А мы не чувствуем прикосновение Божие, значит у нас нет этого сокрушения сердца. Все великие святые имели в сердце своем сокрушение, обладали необычайным смирением духа. Возьмите хотя бы ныне воспоминаемых святых апостолов Петра и Павла.
Кто был апостол Петр? Это был великий сосуд благодати Божией, так что когда он проходил улицу и тень его падала на какого-либо больного, то болезнь ослабевала в человеке и оставляла его. Так силен он был силою Иисуса Христа. Но, между тем, какое великое сокрушение было у этой богоносной души! Каждую ночь, как только прокричит петух, Петр вспоминал свое отречение и начинал горько рыдать, глаза его были всегда красные от слез, а на ланитах его образовались как бы две борозды - морщины от постоянно текущих ручьем слез.
Кто был апостол Павел? Если сказать о его имени, то сатана содрогнется и вострепещет от слышания его имени, а между тем, посмотрим, какое в нем было смирение и сокрушение! «Я изверг, - говорит он, - я младший из Апостолов, я недостоин называться Апостолом». И это после того, как был восхищен в рай и слышал неизреченные глаголы, которых не может передать человеческий язык.
Если посмотрим на других великих святых людей, то и тут увидим бездну смирения. Так, если взглянем на закрытую ныне Оптину пустынь и вспомним подвижников, которые спасались там в то время, когда процветало старчество и благочестие, то поймем, какие это были люди.
Так, про игумена Оптиной пустыни Исаакия рассказывают, что когда он приходил исповедоваться в помыслах отцу Амвросию, то он становился на колени и если приходили богомольцы, то отец Амвросий, указывая на стоящего на коленях игумена, говорил:
- Рекомендую вам - мой начальник!
Так велика была сила смирения в этих людях!
Сам отец Амвросий, когда нужно было что-нибудь решать, старался через других узнать волю Божию, а иногда призывал дитя и давал ему вынуть жребий, полагаясь на волю Божию. Он как бы отрешался своего ума и своей воли ради великого смирения перед Богом.
Про игумена Оптинского Анатолия рассказывается, что он никогда не приказывал. Если нужно было дать поручение, то хотя и мог приказать, но всегда говорил:
- Не можете ли вы сделать вот это?
Смирение, которое жило в его душе, не позволяло ему говорить иначе, находя особую форму выражения в виде просительной.
Таково было сокрушение и смирение у святых людей, у подвижников. И мы, чтобы Господь не лишил нас дара благодати, также должны приобрести эти две добродетели. Но спросите, что значит сокрушение? Это значит - постоянное укорение себя в своих плохих делах, поступках и мыслях. Придем мы на службу в церковь и, прежде чем молиться, вспомним, что сердце наше гнездо змей; сейчас оно может быть спокойно, но стоит только прикоснуться к нему, как оно начинает волноваться, раздражаться и, поистине, точно змеи появляются в нем, наполняя его ядом своим. И вот если, стоя на молитве, скажем: «Господи, сердце мое подобно гнезду змей», это значит, что мы сокрушаемся сердцем.
Душа наша подобна изъязвленному человеку. Язвы онемели, замерли, но стоит притронуться к ним, как они снова открываются и причиняют ужасные страдания. Если бы была здорова душа, то от прикосновения ничего бы не было, а вот когда она больна, то при малейшем прикосновении открываются онемелые раны и начинают снова кровоточить.
И вот тут нужно сказать: «Господи, душа моя вся в ранах, она онемела и снова причиняет мне страдания, ибо весь я в грехах, помилуй меня!» Кто скажет такие слова, тот сокрушается сердцем.
Затем, мы возносимся в своих делах; говорим, что много молимся, часто ходим в церковь, но забываем мы, что «все дела в руках Божиих», как сказал Псалмопевец; что все мы ничтожны перед Богом: умрет человек и блекнет память о нем, хотя в жизни он превозносился и сравнивал себя даже чуть ли не с Богом; и что он есть, вместе с умом, в гордости своей? Весь прах и пепел! Ибо и пророк Давид говорит, что дни человека проходят, как тень. Нам нужно сознавать свою гордость, злые дела и сказать: «Господи! По делам своим я первый гражданин ада! Не осуди меня!» Это значит - сокрушаться сердцем.
Итак, сокрушаться надобно во всем всегда. Но кроме сокрушения сердца, нам нужно приобрести смирение духа. А как это сделать?
Для этого надо сознать, что мы пред Богом еще как младенцы, а теперь, в духовном отношении, мы ниже младенцев. Они не потеряли еще способности говорить: отец и мать. А мы имени Господа произнести внимательно не можем, с любовью сказать Иисусе мой! не можем! Видите? До чего мы ничтожны, немощны, что имени Божия не можем произнести без помощи Божественной Силы. И вот, если глубоко сознать все это, почувствовать все свое ничтожество, это значит смириться.
Нет у нас терпения в молитве, не можем мы и умилиться. Кто осознает эту немощь свою и терпеливо будет сносить искушения в молитве, то хотя бы только умом своим будет взывать ко Господу, тому Господь пошлет в душу смирение. А смирение уже есть высота пред Господом, ибо Псалмопевец говорит, что сердце смиренное не уничижит Господь.
Также, если нападают на нас помыслы, то мы с сознанием полной своей ничтожности и беззащитности должны просить у Бога защиты, потому что без Него не можем ничего сделать.
Но что же мы стяжем, если мы приобретем этими трудами сокрушение и смирение сердца?
Господь в каждый Свой праздник, непременно, и даже сегодня в праздник Петра и Павла, пошлет в наши души дар Божественной благодати, благодатной радости и утешения. Он прострет нам как бы Божественную ласку, объятия Отчи отверзет каждой душе, кто исполнит дела Его. Если человек пришел в церковь с темной душой, то здесь Господь осветит его душу; если кто пришел с тяжелым сердцем, уйдет освеженный новой силой для жизни; если кто пришел сюда со скорбным сердцем, тот утешится тихой благодатной радостью о Господе. Всякому человеку Господь пошлет дар Своей благодати. Человек от этого дня воспрянет душой, оживится и утешенный будет терпеть, будет вновь переносить с радостью в жизни то, что назначил ему Господь Бог.
Итак, что же мы должны делать, чтобы приобрести сокрушенное и смиренное сердце?
Мы должны укорять себя, говоря:
- Господи, сердце мое гнездо змей! Господи, душа моя вся в ранах и грехах! По делам своим я достоин геенны огненной! Я первый гражданин ада! Помилуй меня!
И чем выше, благороднее человек по душе, тем сокрушение его сильнее. Придет он в церковь, услышит песнопение, умиляется и плачет от полноты чувств...
Затем должны мы сознавать свое полное ничтожество, полную безответственность пред Богом и просить у Него защиты, когда приходят помыслы и волны жизни.
За этот малый подвиг, за этот посильный труд ради Господа Он не уничижит нашего сердца, как не уничижил святых апостолов Петра и Павла, ибо и пророк сказал: «Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».
Святые первоверховные апостолы Христовы, Петре и Павле, молите Бога о нас!
По окончании Литургии высокопреосвященнейший архиепископ Андрей с сонмом священнослужителей выйдут и вознесут горячие молитвы апостолам Петру и Павлу. И вы тоже горячо помолитесь им и выйдете из храма утешенные и обрадованные. Аминь.
Источник: Схиигумен Савва. Опыт построения истинного миросозерцания. Москва, "Паломник", 2004, стр. 264-268