Семь слов Господа на Кресте
Пригвождённый ко кресту, Господь сказал несколько слов, которые сохранены разными евангелистами. Их последовательность не может быть поэтому установлена с полной точностью. Тем не менее, нижеследующий порядок представляется наиболее вероятным. По свидетельству Лк. (Лк.23:34), первым словом Иисуса со креста была молитва за мучителей, не ведающих, что творят. Эта молитва относилась, прежде всего, к исполнителям приговора, но распространялась, вероятно, и на его виновников (ср. Деян.3:17, 13:27 и, особенно, 1Кор.2:8). Вторым словом могло быть усыновление ученика Матери (Ин.19:25–27), после чего, по свидетельству того же евангелиста Иоанна (Ин.19:28–29), Господь сказал: «Жажду», – и к Его устам была поднесена губка, напоенная уксусом. Четвертым словом мог быть ответ Иисуса благоразумному разбойнику (Лк.23:43), догматическое значение которого заключается в различении Царства Божия и рая, как его предвосхищения после смерти. На просьбу разбойника вспомнить о нём, когда Господь придёт во славе Царства, т. е. в неопределенно далеком будущем, Иисус обещает ему, что он в этот же день будет с Ним в раю. Как уже было отмечено, это учение о блаженстве спасённых, наступающем тотчас по смерти, прежде общего суда, предполагается и притчей о богаче и Лазаре (Лк.16:19–31). Затем Господь испустил вопль богооставленности (Мф.27:46; Мк.15:34). Он был выражен словами псалма (Пс.21:2) и тем самым заключал мессианское самосвидетельство, но он знаменовал и предельную точку страдания Иисуса, крайнюю степень уничижения Сына Божия. После этого наступил конец. Евангелист Иоанн передаёт (Ин.19:30) слово τετέλεσται («совершилось»), от того же корня τελ, который употребляется новозаветными писателями в производных от него словах (ср. Лк.12:50, 13:32; Евр. 2:10, 5:9), когда они говорят о достижении совершенства, в частности о прославлении Иисуса, к которому ведет путь Страстей. Τετέλεσται в устах Иисуса в час Его смерти приобретает, тем самым, особую значительность. Последнее слово Иисуса, несмотря на вопль богооставленности, было обращено к Отцу. Умирая, Он предал Свой дух в Его руки (Лк.23:46; ср. Мф.27:50; Мк.15:37). Тогда наступила смерть.