Седьмой день. Свв. преподобномученики Епиктет пресвитер и Астион монах

(О благословении Божием).

I. В житии святых преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха, память коих совершается ныне, рассказан между прочим следующий случай: молодой монах Астион, бывший в послушании у пресвитера (т.е. священника) Епиктета, пошел однажды к реке за водой без благословения Епиктетова, и его начали волновать недобрые помыслы. Это смутило невинное сердце юноши – монаха и он признался отцу Епиктету, что ходил из дому без его благословения. Епиктет кротко заметил ему: «разве ты не знаешь, что благословение начальствующего есть необоримое ограждение от диавола? Зачем же ты без священнического благословения ходишь к реке?»

II. У нас в старину был прекрасный обычай, что прихожане на всякое доброе дело просили у священника благословение. Не унизились бы христиане и теперь, если бы, по примеру своих отцев и дедов, брали у него благословение, которое, без сомнения, на доброе дело всегда будет дано. Ведь благословение священник дает не свое, а Божие, по благодати данной от Бога священническому сану.

а) Благословение Божие весьма необходимо для успеха дел человеческих. Кто начинает дело с благословением Божиим, тот, конечно, на себя самого не надеется, но ищет себе покровительства высшаго, потому и себя самого и свое дело отдает во власть Божию, – что и служит уже верным залогом успеха. Что может остановить начатое с благословением Божиим? Не должно ли все ему враждебное рассеяться, как прах возметаемый ветром, и исчезнуть, как дым, пред силою благословения Божия? Напротив, как сомнителен и неверен успех в деле, когда дело остается в одних только наших руках, без высшего охранения и направления! Сколько бывает случайностей, могущих остановить или испортить наше дело, случайностей, которых мы ни предвидеть, ни отвратить не в силах! Сколько бывает ошибок от собственной нашей недальновидности, сколько препятствий со стороны других людей, сколько затруднений, от нас не зависящих! Поэтому, не естественно ли, не необходимо ли нужно, в наших трудах и начинаниях, искать благословения небеснаго, – помощи и покровительства Божия?

б) Какой же способ к тому, чтобы получить благословение Божие? Способ для благословения Божия тот же самый, какой и для получения всякой милости Божией. Это усердная молитва, с верою совершаемая. Ибо сказано: «просите и дастся вам» (Мф.7:7). «Вся елика аще молящеся просите, веруйте, яко приемлете, и будет вам» (Мф.11:24). Начиная дело, прежде всего помолись, хотя в душе только своей, чтобы Господь благословил твое дело, помолись с твердою верою, призови с благоговением имя Божие, осени себя крестным знамением, – и благословение Божие низойдет на тебя и на твое дело; оно низойдет конечно невидимо, но сила Его не замедлит обнаружиться успехом видимым. А чтобы успех был несомненнее и самое благословение Божие очевиднее, прибегай к помощи святой церкви и ходатайству ее пастырей. Церковь есть хранительница различных благодатных даров, в том числе и благословений Божиих, а пастыри – раздаятели сих даров и благословений, и вместе ходатаи за других пред Богом, уполномоченные на то Самим Господом Иисусом Христом.

в) Искать благословения Божия не значит отказываться от своего ума, от своих рук и сил. У всякого человека есть свой ум, свои силы и руки, – это правда: однакоже говорят: ум хорошо, а два лучше; стало быть ум одного человека не всегда для него достаточен. Если каждый из нас, на каждом почти шагу жизни, нуждается в пособии других людей: то во сколько нужнее и полезнее для нас должна быть всесильная помощь Божия! А благословение Божие, испрашиваемое при начале дела, и имеет именно тот смысл, чтобы получить высшее озарение и вразумление для нашего ума и высшее укрепление для наших сил.

г) Где есть благословение Божие, там уже не может не быть успеха; только успех не всегда и не для всех бывает виден. Иногда Господу угодно бывает испытать терпение и укрепить веру человека, потому Он до времени как бы задерживает Свое благословение, или медлит обнаружить его очевидным образом. Случается, что дело начинаемое, по-видимому, с благословением Божиим, остается безуспешным потому, что дело оказывается недостойным благословения, --либо по тем последствиям, которые должны из него произойти,-либо по недостоинству самого делающаго.

д) С другой стороны, дела начинаемые без благословения Божия имеют иногда успех; но такие случаи довольно редки, и самый успех есть только мнимый или кажущийся, а мы по своей недальновидности принимаем его за действительный. Мы видим только настоящее, и притом всегда почти одну его внешность. Мы видим иногда успешное начало дела, но конец его большею частию сокрыт от нас.

III. Как бы то ни было, должно признать за несомненную истину, что без благословения Божия всякий успех или неверен или непрочен, а благословение Божие, как роса небесная, нисходит на все наши начинания и делает их плодотворными как для нас самих, так и для ближних наших. Аминь.

                                                                                                                                                                                                                  13 июля 1896 г.



Наверх