Седмица 8-я по Пятидесятнице. Среда

Седмица 8-я по Пятидесятнице. Среда

Мф, 68 зач., 16, 20–24

Тогда Иисус запретил ученикам Своим, чтобы никому не сказывали, что Он есть Иисус Христос. С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое. Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

Исповедание веры Петра – поворотный пункт в Евангелии, когда Господь обращает Свой взор на дорогу в Иерусалим. Господь запрещает Своим ученикам говорить кому-либо, что Он – Христос. Он облекает их Божественным доверием. Он раскрывает им Божественный замысел спасения. Он вверяет им абсолютно все. Как это непостижимо! Превечный всесильный Бог вселенной так обращается к Своему творению. Со страхом и трепетом, и изумлением мы слушаем эти слова.

Что же следует за этим? Еще более глубокое откровение для учеников. Он вводит их в самые непостижимые тайны. Он дает им предузнать, какой ужас Его ожидает и какая слава. Теперь Господь начинает открывать им глаза на то, что для Него не существует иного пути, кроме пути Креста. Он говорит им, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников – духовных вождей Израиля.

«И, отозвав Его, Петр начал прекословить Ему». Когда он слышит, что Христос идет в Иерусалим, чтобы умереть, он отводит своего Учителя и Господа в сторону и начинает выговаривать Ему: «Да не будет этого с Тобою, милосердный Господи. Ты Помазанник Божий. Ты не можешь быть убитым. В Твоей власти победить мир. Ты – Сын Божий. Ты можешь восстановить былую мощь и славу Израиля. Ты можешь накормить голодных, одеть нагих. Ты можешь установить на земле царство правды и справедливости». Обнимая Христа, он как бы хочет удержать Его от этого самоубийственного, как ему кажется, пути. «Это не должно, это не может случиться с Тобою».

И тогда мы слышим перехватывающий наше дыхание ответ Христа: «Отойди от Меня, сатана!» Только что Господь говорил: «Блажен ты, Симон», а теперь – «Отойди от Меня, сатана!» Но для того и для другого были основания. Только что приобщившийся благодати Божией человек внезапным искушением может стать непохожим сам на себя. Самое изощренное лукавство сатаны может быть в искушении нас через наших ближайших друзей. И мы должны различать голос диавола – говорит ли он через благочестивого христианина или через древнего змия. Мы должны иметь мужество беспощадно обличить угрожающую нашему спасению ложь. «Ты Мне соблазн» – ты пытаешься стать преградой на Моем пути – подобно диаволу, искушавшему Меня в самом начале Моего служения. Господь не обличил столь резко Своего ученика, когда тот трижды отрекся от Него, как теперь – когда Петр пытается воспрепятствовать Ему восходить ко Кресту ради спасения всех. «Потому что ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое».

Хотя ученики поняли, что их Учитель – Христос, Божественный Мессия, для них по-прежнему это значило победоносного земного Мессию, Который изгонит римских завоевателей из Палестины и восстановит царство Израиля. Прежде чем выйти в мир с проповедью о Христе, они должны были сами понять, о каком спасении идет речь. Реакция Петра показывает, насколько далеки были ученики от этого.

Слова Петра – это наши слова, произносимые нами в разных местах и в разные эпохи. Какого царства, силы и славы ищем мы для России, для Церкви и для себя? Самую главную нашу молитву «Отче наш» мы завершаем возгласом «яко Твое есть Царство и сила и слава Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». Единственная слава, которую ищет Христос, – слава Креста. Единственная сила, которая исходит от Креста, – немощь Его поражения и смерти. Единственное Царство, открываемое этой смертью, принадлежит к другому миру.

Мы все, в том числе самые праведные из нас, – грешники, за которых Христос умер. Мы враги Божии, которых Бог спас. Мы рабы греха и диавола, которых Бог искупил честною Своею кровию. Мы хотим избежать пути креста не только для себя, но и для Христа. Но Он избирает только путь страданий – ради нас. Подобно Петру – до подлинного его просвещения – мы соблазняемся мыслью о том, что Бог изгоняется из этого мира. Но таков наш Бог. И Ему не находится места в мире, кроме как на Кресте.

Путь креста – единственный путь, каким мы можем идти. Ибо «если кто хочет идти за Мной, – говорит Христос, – да отвергнется себя, возьмет свой крест и следует за Мной». Христос требует, чтобы мы не только отверглись себя, но умерли. У учеников Христовых не должно быть иллюзий, как это часто бывает у нас, что означает крестоношение. В первом веке несущий свой крест обыкновенно нес его к месту своей казни. Многие из нас сетуют на болезни, на трудности в семье, на безденежье, называя это крестами, которые мы должны нести. Все эти скорби реальны, но не о таком кресте говорит Христос. Крест, о котором Он говорит, – крест смерти. Он дает это ясно понять, когда говорит, что кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее. Все должно быть перевернуто Крестом в этом перевернутом грехом мире. Приобретение оказывается утратой, спасение жизни – гибелью ее. И наоборот: поражение – победой и смерть – жизнью.

Наверх