Седмица 4-я по Пятидесятнице. Понедельник

Седмица 4-я по Пятидесятнице. Понедельник

Мф, 40 зач., 11, 2–15

Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют; и блажен, кто не соблазнится о Мне. Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его. От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти. Кто имеет уши слышать, да слышит!

В Евангелии от Матфея четырежды говорится об Иоанне Предтече, и всякий раз – по отношению ко Христу. Иоанн Предтеча проповедует Царство Божие и крестит Христа. После взятия Иоанна Предтечи под стражу Спаситель начинает проповедовать. Иоанн из своей темницы задает вопросы о Христе, и Христос задает вопросы народу об Иоанне. Об этом – сегодняшнее Евангелие. И, наконец, мученическая смерть Иоанна открывает вторую половину служения Спасителя.

«Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» Некоторые святые отцы говорят, что таким образом Предтеча, будучи сам непоколебимым в вере, употребляет пастырскую педагогику: он хочет, чтобы его ученики сами убедились, что перед ними – подлинный Мессия.

Другие видят это событие в ином свете. Иоанн – в темнице, в четырех стенах каменной крепости, и Господь попускает ему быть испытанным самым страшным испытанием. Вера большего из рожденных женами подвергается нападкам искусителя. Вражий голос пытается замутить его душу сомнением: «Ты видишь, что Иисус вовсе не Мессия. Он не в состоянии даже вывести тебя из твоей темницы». Иоанн Предтеча жил ожиданием победоносного Мессии, помазанника Господня, Того, кто избавит Израиля от всех врагов его. Сына Человеческого, возвещенного Даниилом, грядущего на облаках небесных, изнести суд нечестивым и погубить их дыханием уст Своих. Этого Мессию проповедовал Иоанн в пустыне народу: Судию с секирой в руке, Который уже теперь срубит все бесплодные деревья, Небесного Веятеля с лопатой в руке, Который отделит пшеницу от плевел.

И вот, все не так. Неужели Христос обманул? Неужели Бог обманул? Бог часто обманывает нас. Он оказывается совсем не таким, каким мы Его воображали. Он приводит нас в полное недоумение. А нам по-прежнему нужно, чтобы Бог все совершил по нашей воле. И чтобы Он соответствовал тому образу, который мы придумали для Него.

Объясните, пожалуйста, почему Бог оставляет Своего лучшего избранника в темнице? Почему Бог не защищает тех, кто жизнь свою посвящает Ему? Почему Он не заступится за всех, неправедно гонимых ради Него? Почему, кажется, Сам Бог все время побеждаем Его врагами? Почему в мире такое торжество зла, и все больше умножаются несчастья, страдания, и все больше властвует смерть?

Господи, дай нам, наконец, ответ: Ты ли Тот, Кто должен принести нам радость, жизнь, мир или ждать нам другого? Можем ли мы продолжать надеяться на Тебя или идти нам по другим дорогам? Темная беспросветная ночь наступает в темнице святого Иоанна Предтечи, ради избавления от которой приобщится богооставленности наш Господь.

«И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют». Христос не отвечает прямо на поставленный вопрос. Он не говорит: «Я Тот, Кто должен придти». Он хочет, чтобы вопрошающий сам дал ответ на свой вопрос. Обращаясь к Исаие и другим пророкам, Господь показывает, каким будет Мессия, Которого они ждут. Он не сразу придет с судом и победой, но явит великое милосердие к страждущим людям – к слепым, хромым, прокаженным, глухим. И глубокий смысл Его спасительных действий раскрывается в последних словах пророчества: мертвые воскресают – смерть побеждена, нищие просвещены светом новой жизни. В этом – благая весть! Подлинное знамение, что Бог пришел, что Царство Его уже началось, – в нашем приобщении Его любви. Мы не должны «ждать другого».

Ответ Спасителя Предтече становится, таким образом, для каждого христианина и для всей Церкви обращенным к нам вопросом: наша Церковь сегодня является ли присутствием любви Христовой или должны мы ждать другую Церковь? «И блажен, кто не соблазнится о Мне», – говорит Христос. Проповедник покаяния, к которому шли толпы на берега Иордана, сам еще нуждается в более глубоком обращении. Предтеча Господень призывается верить в Бога даже в плененности, принимая избавление от нее не освобождением всесильного Бога, но своей собственной смертью, которой он приобщится последующей за этим смерти Самого Мессии на Кресте. Наша вера это не то, что дано нам раз и навсегда. Как поучительно для нас видеть подвижника, святого, величайшего пророка, который призывается возрастать в вере и не соблазняться о Господе.

И Господь возносит хвалу Иоанну Крестителю. «Кто Ты?» – спрашивает из тюрьмы Предтеча через Своих учеников Спасителя. «Что вы думаете об Иоанне? – спрашивает Господь народ. – Кто он? Трость ли ветром колеблемая? Один из тех, кто царствует в этом мире? Или пророк?» Нет, он – не трость, колеблемая каким угодно ветром, это мужественный человек пустыни, твердое исповедание веры которому стоило заключения в темницу. И он не из тех, кто привык жить в роскоши. «Это пророк и больше, чем пророк, – говорит Христос. Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою». Христос говорит о Боге Отце, Который послал впереди Него Предтечу. Открывая народу тайну служения Иоанна Крестителя, Он одновременно открывает Себя как Мессию. История рода человеческого на повороте. С пришествием Христа в мир начинается новая эпоха. И потому Предтече дается исключительное служение. Но поистине самый святой, самый великий праведник Ветхого Завета меньше, чем меньший в Царстве Небесном, вход в который открывается только Крестной смертью и воскресением Христовым. С того времени, как Бог стал Слугою всех, подлинное величие заключается в умалении себя. И глубину этого умаления до конца нам дано постигнуть в последнем испытании Предтечи.

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его». Самые грешные в мире люди призываются к святости. Но надо сильно возжелать этого дара, исполниться решимости и пламенеющей ревности по истинной жизни и не пожалеть никаких усилий для достижения ее.

Отринув гибельную теплохладность, мы должны, по слову апостола, бежать, бороться, сражаться, преодолевать всякое противостояние нашей вере внутри и извне. Быть готовыми заплатить любую цену за дар благодати, ни за что не отходить от Бога, не получив от Него благословения. Все святые свидетельствуют: «Никто не восходил на небо, живя прохладно». Служение Предтечи было началом Нового Завета. «И если хотите принять, – говорит Христос, – он есть Илия, которому должно придти». Закон и пророки, и Илия – до Иоанна, и Иоанн – Илия Нового Завета, тот, кто пришел в духе и силе Илииной (Лк.1:17). Подобно Илии, он научит вас покаянию и уготовит к принятию Господа. Христос – Спаситель, а Иоанн – Илия для тех, кто хочет принять истину.

«Кто имеет уши слышать, да слышит!» – торжественно провозглашает Господь. Дело Божие – чрезвычайно важно и касается всех. Господь ничего не требует от нас, кроме того, чтобы мы должным образом употребляли наши естественные способности, такие, например, как способность слышать, полученные от Него.

Наверх