Седмица 24-я по Пятидесятнице. Пятница

Седмица 24-я по Пятидесятнице. Пятница

Лк, 63 зач., 12, 2–12

Сказал Господь: нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях. Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать; но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь. Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога. А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц. Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими; а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими. И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святаго Духа, тому не простится. Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить, ибо Святый Дух научит вас в тот час, что должно говорить.

«Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы», – говорит Господь. Рано или поздно правда обнаружится. Если вы сказали во тьме что-то несовместимое с вашим служением, оно услышится среди бела дня во свете. Так или иначе, это станет известно, и ваше безумие и ложь откроются. Если ваше благочестие не заключается в сражении за чистоту сердца, помните, что одежда благочестия не всегда будет прикрывать вас. Наступает день, когда лицемеры предстанут обнаженными пред Богом и людьми.

Мы должны сохранить верность дару, врученному нам Господом, и не предать его трусостью или подлым страхом. Ученики Христовы должны иметь мужество, услышанное на ухо внутри дома, принятое от Господа в сокровенности сердца, – провозглашать на кровлях – всему миру. Господь укрепляет их святой решимостью в преподанном им служении. «Говорю же вам, друзьям Моим», – обращается к ним Христос. Ученики Христовы – друзья Божии, Он называет их друзьями и дает им Свой Божественный дружеский совет: «не бойтесь». Те, кого Христос называет Своими друзьями, не должны бояться никаких врагов. «Не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать». Убивающие тело бессильны чем-либо по-настоящему повредить им, потому что телесная смерть только скорее приведет их души к радости и вечному покою. Бога следует бояться более чем самых могущественных людей. «Но скажу вам, кого бояться». Исповедуя Христа, вы можете навлечь на себя гнев людской, но отвергаясь Христа и бесчестя Его, вы навлечете на себя гнев Божий – гнев Того, Кто по убиении может ввергнуть в геенну. «Ей, говорю вам, Того бойтесь». Поистине, жизнь сладка, а смерть горька. Но вечная жизнь несравненно слаще, а вечная смерть несравненно горше.

Жизнь христиан и верных Христовых служителей – под особенной опекой Божественного Промысла. Господь промышляет о всякой твари, даже о малых птицах. Хотя они недорого стоят – пять малых птиц продаются за две мелкие монеты, но ни одна из них не забыта у Бога. А вы дороже многих малых птиц – может ли Бог забыть вас? Промысл Божий бдит над самыми скромными нуждами учеников Христовых. «А у вас и волосы на голове все сочтены» – тем более сочтены все ваши воздыхания и слезы, и капли вашей крови, пролитой за имя Христово.

Наша слава и бесславие в вечности зависят от нашего отношения ко Христу здесь, на земле. Всякого, кто исповедует Христа пред человеками, как бы дорого это ни стоило ему, – уверяет нас Господь, – Он исповедует в день Страшного Суда пред Ангелами Божиими. Христос исповедует, что не только Он пострадал за них, но что и они пострадали за Него – может ли быть большая честь и слава для человека? А кто отвергнется Христа – что бы он ни спасал, даже жизнь свою, что бы он ни приобретал, – окажется все на свете потерявшим, ибо будет отвергнутым пред Ангелами Божиими.

Самая суровая участь – более суровая, чем у тех, кто сейчас отвергает Христа, – ждет отвергающих проповедь Церкви – после того, как Дух Святой излился на нее. Потому «всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет» – он еще не утратил способности опомниться, ибо находится под покровом молитвы Господней: «Отче, прости им, ибо не знают, что творят». А кто скажет хулу на Святого Духа, тот лишится дара прощения грехов спасительным Евангелием.

Что значат эти слова, когда Христос призывает апостолов, чтобы они не колеблясь следовали за Ним? Когда Петр трижды отрекается от Христа, внутренне он не отвращается от Него и остается Его учеником, о чем свидетельствуют его горькие слезы (Лк.22:62). Может быть, то же самое было с некоторыми из учеников, принуждаемых Савлом хулить имя Иисусово (Деян.26:11). И Савл из гонителя Христова, обратившись, стал величайшим Его проповедником.

Непрощаемый грех – это ожесточение сердца, «противление Духу Святому», как сказано в книге Деяний о «необрезанных сердцем» (Деян.7:51). Хула на Духа Святого – отвержение спасительного вмешательства Божия в историю человечества. Это ожесточение сердца, а не просто духовная немощь или неведение. Даже в тот самый момент, когда Христос требует от Своих учеников мужественного свидетельства, Он говорит, что не будут навсегда лишены прощения те, кто отвергнет Его по немощи или неведению. Но человек свободен до такой степени утратить способность к покаянию, стать настолько слепым и глухим к Богу, что, подобно иудейским книжникам и фарисеям, увидев Бога, может назвать Его диаволом.

Какие бы испытания ни ждали нас, мы должны быть готовы к ним и с достоинством проходить через них. Мученикам Христовым надлежит не только страдать за Христа, но и свидетельствовать о Нем. Сам Христос принимает участие в их страданиях, и потому всю заботу свою среди всех бед они должны возложить на Бога. «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям – чтобы испытать вашу веру – не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить». Если есть воля Божия освободить вас и ваш час еще не пришел, Он совершит это – чтобы вы могли продолжить свое служение. Если есть воля Божия принять вам страдание и смерть, Дух Святой даст вам узнать присутствие с вами Воскресшего Христа. «Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить». По Своем Воскресении Господь обновит это обещание. В книге Деяний мы видим, как апостол Петр в Пятидесятницу и первомученик архидиакон Стефан перед лицом Синедриона являют исполнение этого обетования Христова. Дух Святой сообщает верующим в Господа силу Евангельского свидетельства во враждебном мире. В час великого испытания у нас не должно быть страха, потому что Сам Бог Дух Святой говорит в нас и с нами.

Наверх