Седмица 23-я по Пятидесятнице. Понедельник
Лк, 52 зач., 10, 22–24
Сказал Господь Своим ученикам: все предано Мне Отцем Моим; и кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть. И, обратившись к ученикам, сказал им особо: блаженны очи, видящие то, что вы видите! ибо сказываю вам, что многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали.
Никто никогда не был в таком единении с Богом Отцом, как Христос. Он один может сказать о Себе, что Он знает Бога Отца. И Кто есть Христос – мы не можем этого постигнуть сами, потому что только Отец истинно знает Его. Нам дано знать, что Христос – Сын Божий, истинный Бог и истинный Человек. И нет иного Откровения Бога, кроме как через Христа.
Здесь нам открывается не просто нечто важное о нашей вере, но самая суть христианства. Христос сознает Свое единство с Богом – совершенно исключительное и единственное. И Его служение определяется этим единством. Это то, что мы слышим в Евангелии от Иоанна среди Пасхи: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин.1:18). И это то, что мы слышим в праздник Крещения Господня и Преображения: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Христос говорит: «Я и Отец одно» (Ин.10:30). И «видевший Меня, видел Отца» (Ин.14:9). Он пришел в мир, чтобы явить нам Бога. Здесь – сердце нашей веры. «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). «Никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор.3:11). «Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1Тим.2:5).
«Спасение тех, кто не уверовал во Христа, – говорит святитель Феофан Затворник, – тайна Божия». И вера Церкви – в том, что спасающиеся спасаются Христом. Не потому, что они Его познали, но потому что Он познал их, и дал Свою жизнь «за многих». Снова и снова мы слышим, что христианство не означает знание о Христе, оно означает знание Христа. И для этого требуется не земная мудрость, а небесная благодать. Трудность для современного человека в исповедании того, что составляет центральный пункт нашей веры, не объясняется только боязнью явиться нетолерантным, чуть ли не сектантом. Она происходит часто из-за отсутствия личного благодатного опыта веры. Многие, несомненно, готовы наградить Христа золотой медалью, отдавая серебряную и бронзовую другим основателям мировых религий, которые выработало человечество. Но для христиан с самого начала Христос далек от того, чтобы быть просто первым – по отношению ко второму и третьему. Он – «Первый и Последний» (Откр.21:6). Он – все.
Но во все времена это остается сокрытым «от мудрых и разумных» и «открывается младенцам». «Посмотрите, братия, – говорит апостол, – кто вы, призванные: не много из вас мудрых по плоти, не много сильных, не много благородных» (1Кор.1:26). Мы знаем, что это не означает приглашение к невежеству или посредственности. Это означает призыв ко всем выйти из ограниченного представления о мудрости, чтобы войти в мир не знающей границ мудрости Божией. Существует Откровение, дающее возможность людям видеть мир так, как Бог его видит. И для того, кто достигает его, – это взгляд истины, которой нет цены.
Господь говорит Своим ученикам, какого дара они сподобляются, – знать, что это открыто им: «Блаженны очи, видящие то, что вы видите!» Тайны Царства Небесного открываются им не для них одних, но чтобы они могли других привести к познанию их. Как этот дар безмерно выше по сравнению с тем, что было дано бывшим прежде них. «Многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали». Слава и блаженство святых Нового Завета – от благодати и славы Царства Христова, но и святые Ветхого Завета желали видеть реальность того, что у них было только слабой тенью. Христос – Тот, к Кому устремлялся всегда их взор. Потому мы и читаем в Евангелии: «Сие же все было, да сбудется реченное через пророка» (Мф.2:15, 17). Христос – исполнение закона и пророков, завершение человеческой истории. В Нем человек встречает Бога, и в Нем – совершенство и полнота человечества. «Бог стал человеком, чтобы человек мог стать Богом», – говорят святые отцы.