Седмица 22-я по Пятидесятнице. Четверг
Лк, 48 зач., 9, 49–56
Иоанн сказал Иисусу: Наставник! мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами. Иисус сказал ему: не запрещайте, ибо кто не против вас, тот за вас. Когда же приближались дни взятия Его от мира, Он восхотел идти в Иерусалим; и послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение.
«Наставник! Мы видели человека, именем Твоим изгоняющего бесов, и запретили ему, потому что он не ходит с нами», – говорят ученики Господу. «Не запрещайте, – отвечает Господь, – ибо кто не против вас, тот за вас». Чрезвычайно важно понять, что речь в таких случаях всегда идет не о безразличии к человеку, а о любви к нему. Не о толерантности, исходящей из равнодушия к истине, а о том, что Бог долготерпелив и многомилостив, и «всем человекам хочет спастись и в познание истины придти» (1Тим.2:4). И мы должны быть терпеливыми по отношению к тому, кто не ходит с нами, – не потому что нам все равно, что происходит с ним, а потому что мы смотрим на этого человека глазами Христовой любви. «Не как на врага, которого надо уничтожить, – по слову блаженного Августина, – а на как заблуждающегося друга, которого надо спасти».
Упоминание об этом человеке перекликается с тем, что встречают посланные в Самарию впереди Господа ученики на пути Его в Иерусалим. «Там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Иначе говоря, – хочешь ли, мы устраним все преграды? Хочешь ли, мы сделаем так, что они будут жестоко наказаны за то, что не приняли Тебя? Хочешь ли, силой, священной силой (как это будет во времена «крестовых походов»!) мы подавим всякое сопротивление и устроим так, чтобы Ты мог остановиться в этом селении? Нет сомнения, что Ты должен остановиться там, где Ты хочешь. И пусть будут сожжены противящиеся Тебе.
Таким образом, прибытие в селение самарянское – момент настоящего кризиса, когда вестники Господа должны узнать, какой вести они носители. Господь идет в Иерусалим, в город, где Он будет «взят от мира». Есть еще время избрать другой путь или просто повернуть назад. Господь отказывается от этого. В Иерусалиме наступит час, ради которого Он пришел в мир. Здесь Он предаст Себя в полноте любовью воле Отца Небесного. Смысл Его пришествия – в Иерусалиме. Ни в каком другом месте. И Он восходит туда твердой поступью. Никто и ничто не остановит Его. Тем, кто хочет следовать за Ним, но ставит Ему условия, Он отвечает словом, которое не оставляет места для обсуждения. «Предоставь мертвым погребать своих мертвецов; а ты иди, благовествуй Царство Божие». «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Божия».
Исполненный бескомпромиссности и любви, Господь зовет нас к такому же мужеству. Никто не может идти вслед Ему, не научившись этому. Каждый, кто хочет быть христианином, должен восходить в Иерусалим. То, с чего начиналась история Церкви, повторяется в конце ее. Мы уже давно не живем в христианском мире. Наши соседи редко разделяют с нами наши религиозные убеждения. В некогда православной стране утверждается равенство каких угодно верований и религий. Что касается Православия, оно часто оттесняется многоликими искажениями его, а чаще всего – полным безразличием к нему большинства. Как никогда от нас требуется твердая бескомпромиссность и мужественная верность фундаментальным ценностям Христова Евангелия. Слово, с которым апостол Павел обращается к верующим Коринфа, – обращено к нам. «Бодрствуйте, стойте в вере, – говорит он, – будьте мужественны, тверды», даже если вокруг вас возрастает число отступников. Мы не должны уступать никаким искушениям, а исполняться надежды, устремляясь к грядущему. Жить под водительством Духа, Который укреплял Господа Иисуса Христа в Его восхождении в Иерусалим. Наступило время, когда мы призываемся явить, что есть подлинное христианство. Иначе говоря, мужество мыслить и жить по-другому, чем мир, потому что мы – христиане. Не стать рабами его переменчивых мод и идеологий. Устоять в Христовой любви, как устояла в ней наша Церковь среди огненных испытаний минувшего века, не заразившись ненавистью к гонителям.
Но чтобы иметь эту крестную Христову любовь, мы должны прежде всего научиться у апостолов ревности о правде и славе Божией, неравнодушию к тому, что совершается в мире, – к поруганию Христа, к отвержению Его, во всецелом предании себя воле Его. «Хочешь ли, мы скажем», – говорят апостолы. И это значит: «Не так, как мы хотим, а как Ты хочешь, Господи. Да будет воля Твоя!» Нам надо приобщиться хотя бы в малой степени Крестным страданиям Господа, где Он явил Свою любовь до конца. Тогда у нас откроются глаза, и мы увидим Христа, идущего на страдания и принимающего смерть не только ради тех, кто знает Его, но и ради тех, кто еще не знает Его и, может быть, даже отвергает Его.
Пусть у каждого из нас лицо будет ясным и твердым, как сказано в Евангелии, в хранении истины. Лицо идущего во Иерусалим. В Иерусалим земной, где совершаются до конца истории сражения ради того, чтобы наибольшее число людей могло покаяться и придти ко Господу. И в Иерусалим Небесный – к Пречистому лику любви Христовой, обращенного всегда к Церкви Его святой, ко всему роду человеческому.