Седмица 2-я по Пятидесятнице. Пятница
Мф, 31 зач., 9, 14–17
Тогда приходят к Иисусу ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся? И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься. И никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже. Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое.
«Почему мы и фарисеи постимся много, – говорят ученики Иоанновы Спасителю, – а Твои ученики не постятся?» Они как бы превозносятся своими подвигами и упрекают других, что те не имеют таковых. Они не только хвалятся перед людьми, но и указывают Богу на свою праведность.
Как могут они обличать Христовых учеников за несоблюдение поста? «А Твои ученики не постятся». Они не знают, что Христос учил Своих учеников поститься втайне, чтобы не явиться человекам постящимися. Какое опасное заблуждение – выставлять себя образцом благочестия!
Что же Господь говорит в защиту Своих учеников? Он говорит, что всему свое время. Есть время плакать, и есть время смеяться, и пост и участие в празднике должны принести плод в свое время. «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених?» Ученики Христовы – гости жениха, приглашенные на брачный пир. Ученики Христовы имеют жениха с собой, а ученики Иоанновы его не имеют. Их учитель был ввержен в темницу, и потому для них наступило время печали и поста. Такой день придет и для учеников Христовых, когда жених их будет взят от них, и они будут поститься.
Быть со Христом – ни с чем не сравнимая радость. Вся радость Церкви – в пребывании с Господом. Никакая радость на земле не может длиться всегда. Так устроена жизнь, что самая драгоценная радость с неизбежностью приходит к концу. Вот почему мы должны стремиться познать Бога и Христа Его. Только Христос – вчера, сегодня и вовеки Тот же. Только Бог пребывает среди всех превратностей жизни. Самые дорогие отношения кончаются на земле, только небесная радость будет длиться всегда. И если есть она в наших сердцах, ничто не может отнять ее.
Но кто не хочет утратить эту радость, должен пройти вместе с Господом через все испытания и скорби Его Креста. Смысл христианского поста – приобщение Кресту Христову. Мы храним установленные Церковью посты во свидетельство нашей любви ко Господу.
Теперь у учеников Христовых не достаточно сил для несения этого подвига. Господь поясняет это двумя яркими образами. «Никто к ветхой одежде не приставляет заплаты из небеленой ткани, ибо вновь пришитое отдерет от старого, и дыра будет еще хуже». И «не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает». Не все деревья в саду Господнем – одной величины, не все ученики Христовы одинаковы. Лучшие из них должны пройти возраст новорожденных младенцев. И пища для них должна соответствовать их возрасту. Христос не предлагает Своим ученикам исполнить немедленно то, что они еще не могут понести. Начинающих в вере не следует обременять сразу тяжелыми обязанностями, чтобы не вызвать у них уныние.
Господь проявляет особую заботу о малых сих в Его Церкви, об агнцах Своего словесного стада. Он бережно ведет их ко спасению. И в доброделании требуется рассудительность. «Когда увидишь кого-то, желающего живым взойти на небо, тяни его вниз за ноги на землю, – говорят святые отцы, – дабы избавить его от гибельного падения в бездну». И подчеркивают: пост, не уравновешенный внутренним деланием, более вреден, чем полезен. По хитрости сатаны сверхделание может обернуться ничегонеделанием. Разумеется, без внешнего не может быть внутреннего, как не может быть плодов без листьев и цветов. Но бывает, пышно цветут и бесплодные деревья. Мера внешних подвигов и способность радоваться истинной радостью в конце концов определяется глубиною любви ко Господу.