Седьмая неделя по Пятидесятнице. Об исцелении двух слепых и бесноватого немого. 1964 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Дорогие во Христе братия и сестры, сегодняшнее Евангелие повествует нам о чуде, совершенном Господом нашим Иисусом Христом — чуде исцеления двух слепых и немого бесноватого. Вот это евангельское повествование. Однажды, когда Господь проходил в окрестностях Капернаума, за Ним следовали два слепца и взывали: «Помилуй нас, Иисус, Сын Давидов!» Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. А они, выйдя, разгласили о Нем по всей земле той. Когда же те выходили, то привели к Нему человека немого бесноватого. И когда бес был изгнан, немой стал говорить. И народ,
удивляясь, говорил: никогда не бывало такого явления в Израиле. А фарисеи говорили: Он изгоняет бесов силою князя бесовского. И ходил Иисус по всем городам и селениям, уча в синагогах их, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях (Мф. 9, 27—35).
Из прочитанного ныне Евангелия для нас, дорогие мои, назидательна вера этих двух слепцов, их неустанная, неотступная, усердная просьба об исцелении и помиловании. Они неотступно вопиют: «Помилуй нас, Сыне Давидов!» — исповедуя Христа грядущим Мессиею, Которого ожидал народ Израильский. И в то время, когда Господь взошел в дом, они не отходят от Него в надежде во что бы то ни стало получить просимое. Тогда Господь, видя их веру и желая показать народу их веру, спрашивает их: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» Они ответили: «Ей, Господи!» Тогда Он, чтобы показать, что верующему всё возможно, коснулся их глаз и сказал: «По вере вашей да будет вам». И они прозрели. Вот какова сила веры, ее цена для нашего исцеления и врачевания. Вера есть сила нашей души, которая двигает горами.
Верующему все возможно. И для нас с вами, дорогие, и в наши дни сила благодатной веры не оскудела. И к нам Господь близок и всегда готов по нашей вере исполнять наши прошения. И в наши дни Господь нам говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете: стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят» (Мф. 7, 7—8). Ибо Господь сказал нам: «Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» (Мф. 28, 20).
Обращает на себя наше внимание в Евангелии запрещение, которое Господь сказал прозревшим слепцам: чтобы они никому об этом не говорили, научая тем нас, чтобы и мы не трубили перед людьми о своих благодеяниях, не искали бы прославления за свои добрые дела от людей, а были скромны и смиренны, относя всю славу Богу, Которому по праву принадлежит похвала, честь и прославление, ибо Он есть Бог славы.
В ныне чтенном Евангелии для нас также назидательны два обстоятельства: первое — то, что после исцеления немого бесноватого простые сердцами люди, видя это великое дело, смотрели на это как на чудеса Божии, и удивлялись величию Божию, и прославляли Бога за такие великие чудеса; напротив, лукавые сердцем люди, гордые книжники и фарисеи отвергали чудеса Христовы, даже приписывали их действию бесовской силы. Так было тогда, так продолжается во все времена: простые люди с неиспорченными сердцами всегда видели в делах Христовых и Его Пречистой Матери, в делах угодников Его необыкновенное действие Божие и тем прославляли Бога, а гордые люди не признают никаких чудес, считая это нелепым вымыслом или действием сил природы, а то и тоже приписывают их действию темной силы.
Евангелие нынешнего дня далее говорит, что Господь проходил по городам и селениям, уча и благовествуя везде Царствие Божие, исцеляя в людях всякую немощь и болезнь. Видите, дорогие, что Господь, Царь неба и земли, трудится, странствует по селениям, чтобы спасти людей. А мы не хотим потрудиться даже для себя, для своего спасения. Он проповедовал людям царство правды, мира, любви и вечного блаженства, научая людей отвращаться от царства греха и диавола. А мы добровольно порабощаем себя греху и порокам, до пристрастия прилепляемся к земным вещам и благам, тогда как должны прилепляться сердцами к Богу и почаще возводить свое сердечное око к небу и Богу, и побольше заботиться о спасении своей души, которая дороже ведь всего мира. Но если мы и попали в сети диавольские и душевно и телесно страждем, то должны прибегать к небесному Врачу душ и телес наших, Который один может дать благовременную помощь в наших нуждах. Если упоминаемые ныне евангельские слепцы были телесно слепы, то мы, имея здравые телесные очи, страждем слепотою сердечных очей. Суета и заботы житейские, а также скорби и печали мира сего, и все греховные желания и чувства омрачили наше сердце, и мы страдаем слепотою внутреннею, которая гораздо страшнее слепоты телесной. Вот потому и должны мы всегда взывать к Источнику нашей жизни Господу Иисусу Христу, единому и скорому Врачу душ и телес наших.
Будем же, дорогие мои, искренно веровать в Господа нашего Иисуса Христа и с верою обращаться к Нему со своими просьбами. И тогда Он всегда подаст нам все необходимое для нашей жизни, для нашего здоровья, для нашего благополучия, подаст нам и все необходимые блага для будущей жизни. Аминь.