Седьмая неделя по Пятидесятнице. Акафист преподобному Сергию. 1961 г.

Седьмая неделя по Пятидесятнице. Акафист преподобному Сергию. 1961 г.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

И кости твоя утучнеют, и будут яко вертоград напоен, и яко источник, ему же не оскуде вода: и кости твоя прозябнут яко трава, и разботеют, и наследят роды родов (Ис. 58, 11).

Так ублажает праведников великий ветхозаветный пророк Божий Исаия.

Дорогие братия и сестры! Послезавтра, во вторник, все православные христиане и особенно Троице-Сергиева Лавра будут торжественно чествовать молитвенно память преподобного Сергия, вспоминая обретение честных его мощей. Вот уже почти шестьсот лет прошло со дня кончины преподобного Сергия, и мощи его, обретенные через тридцать лет после кончины, до сих пор почивают нетленными, источая от себя исцеления и творя бесчисленные чудеса.

Не задавались ли вы вопросом, для чего же Господь Бог прославляет мощи святых Своих угодников прежде всеобщего воздаяния и знаменует их нетлением и чудесами? Господь Бог прославляет мощи святых Своих в награду за их земные труды и подвиги, которыми они угодили Богу. Господу угодно было, чтобы труды, болезни и подвиги, которые они подъяли и понесли ради Господа по вере в Него, получили награду не только на небе, где души их наслаждаются и блаженствуют в постоянном лицезрении лица Его, но чтобы они чествовались и на земле, славились и восхвалялись между верными сынами Церкви. Святые своими духовными подвигами и благочестивою жизнью сделались особенно близкими к Богу и отмечены Им особенною благодатью и милостью. «Вы друзья Мои, если исполняете то , что Я заповедую вам», — говорил Спаситель Своим апостолам (Ин. 15, 14). Они настолько очистились от всякой страсти и порока, что Дух Святый вселялся в них как в предочищенные сосуды и пребывал в них навсегда, поэтому они и именуются богоносными отцами. Будучи напоены силою Божиею, они этою же силою, при собственном подвиге, очищали и тела свои от греха — причины смерти и тления, этою же силою Божиею они и по смерти сохраняются от тления. Их тела освящаются и проницаются силою Христовою, подобно тому как сосуд, в котором долго хранится благовонная масть, заимствует от нее силу благоухания. Так и тела святых угодников Божиих напоены силою Христовою. Поэтому Святая Церковь еще с древних времен особенно чтила останки святых, устанавливая в честь их обретения или перенесения праздники, воздвигая над ними храмы и алтари, употребляла антиминсы со святыми мощами, без которых невозможно совершать божественную литургию, чтила лобызанием и поклонением им, возжжением пред ними светильников и каждением фимиама, если мощи прославлены нетлением и чудесами.

Прославляет Господь Бог Своих святых угодников и награждает их нетлением и чудесами для нашего преимущественно назидания и утешения. Во-первых, во свидетельство истинности и спасительности нашей веры и Церкви, а во-вторых, во утверждение нас в вере и благочестивой жизни. Стремясь к богоугодной жизни и святости, они явили нам высоту христианской жизни и добродетели, необыкновенную твердость, мужество и чистоту веры. А потому они служат украшением и славою Церкви, столпами нашей веры. Они, как светозарные светильники, ярко блистают в Церкви Христовой красотою своих подвигов и добрых дел и далеко распространяют свет ее правой и истинной веры пред всеми другими народами. Поэтому и Господь, прославляя их и отличая особенно милостью Своей благодати, прославляет чрез них Свою Святую Церковь, святую православную веру. Нам же чрез них Господь Бог дает урок подражания их вере и благочестию. Он нам показывает, что вера, которою они спаслись и которую мы содержим, есть правая вера и что дела и подвиги, которыми они служили Богу в своей жизни, действительно угодны Богу и спасительны. Они, таким образом, освещают нам истинный путь христианской жизни и спасения, дабы, взирающе на скончание их жительства, мы подражали их вере.

Кроме этого, нетление мощей святых угодников Божиих убеждает нас, что смерть побеждена. Свет воскресения Христова осветил пред всем миром, что владычество диавола ниспровергнуто крестом Христовым и царство смерти разрушено воскресением Христовым. Но очень часто этот свет, немерцающий свет, при окружающем нас мраке тускнеет, и наша колеблющаяся вера все еще с недоумением спрашивает: где же победа над смертью, когда она сама побеждает всех, когда и после воскресения Христова люди так же умирают, как умирали и прежде? Правда, Господь наш Иисус Христос разрешает это недоумение, говоря: Аз есмь воскрешение и живот: веруяй в Мя, аще и умрет, оживет... Грядет час... егда мертвии услышат глас Сына Божия и услышавше оживут (Ин. 11, 25; 5, 25). Но когда это будет и как это будет? Как мертвые восстанут со своими телами? Подобные вопросы теснятся в душе каждого здравомыслящего человека, когда видишь, что тело человека после смерти превращается в горсть праха, развеваемого ветром.

Нет ничего удивительного, что и самые утешительные евангельские обетования в очах маловерия покрываются как бы некиим мраком. Для рассеяния сего мрака, для оживления в нас веры в обетования евангельские Господь благоволит являть в Церкви Своей постоянное чудо нетления среди всеобщего тления и смерти. Теперь один взгляд на бренное тело, целые века пребывающее благодатию Божиею нетленным, уничтожает все сомнения: здесь не веруешь, а видишь, что для всемогущего Бога вся возможна суть (Мк. 10, 27). При этом чуде нет места вопросу, как возможно бессмертие нашего тела. Подойди и увидишь. Не какое-либо чуждое нам тело, а подобострастное нам, по слову Божию, пребывает нетленным и по смерти. По этому же слову Божию, и наше тленное тело облечется в нетление, и мертвенное сие облечется в бессмертие, и самая смерть будет побеждена жизнью (см.: 1 Кор. 15, 53—54).

Нетление мощей поучает нас благочестивой жизни в мире сем. Не одна наша смерть, но и наша жизнь покрыта мраком, для рассеяния которого необходим свет свыше. Кто мы и откуда? Зачем рождаемся и живем? Что будет с нами по смерти? Как жить и действовать согласно своему назначению и цели своего бытия? Подобные вопросы теснятся в душе и остаются неразрешимою загадкою для человеческого ума. Правда, Господь Бог, искупивший нас от смерти, не оставил нас в неведении и о нашей жизни. Он указал нам цель нашего бытия на Самом Себе, а верный путь к ней указал в законе Своем. Но хитрый враг наш устроил множество распутий порока, приятных и гладких для вида. Блаженство небесное закрыто от нас непроницаемою завесою смерти, а наслаждения и блага мира всегда пред нашими глазами. Праведники чаще всего проводят время в лишениях, скорбях и слезах, а грешники наслаждаются и блаженствуют. Какое сердце не поколебалось бы при этом обольщении?! Сколько нужно мужества, чтобы устоять против сих козней диавольских! Какая нужна сила веры, чтобы, презрев видимое, устремиться всею силою духа к невидимому! И вот милосердный Господь для укрепления нашей немощи, для оживления нашей веры в будущую жизнь, в нетлении тел святых угодников благоволил являть нам видимое и осязательное доказательство тех наград, которые ожидают по смерти всех, которые творят волю Его. Теперь не веруем, но видим, что не один конец праведному и грешному и что упование праведных бессмертия исполнено, а пути грешных прямо ведут на дно адово.

Прославляет, наконец, Господь Бог мощи Своих угодников и для того, чтобы даровать нам в них и чрез них источник благодатной помощи исцелений, являя тем самым Свое великое благодеяние Своей милости. В мире так много бывает безысходного горя, тяжких бед и страданий, непредотвратимых несчастий и неизлечимых недугов, что всякая земная помощь бывает бессильна. И вот Господь Бог, не желая оставить верных Своих чад без всякой надежды на помощь и в полном отчаянии, благоволил даровать нам помощь свыше, особенную, небесную, которая превышает всякие законы и естества чин. Эту Свою помощь Господь являет нам часто чрез святые мощи Своих угодников. Мы слышали повествования о том, как часто больной в безнадежии на жизнь у мощей преподобного Сергия выздоравливает и возвращается снова к жизни. В 1643 году в Лавре преподобного Сергия был один рабочий, который занимался изготовлением медной и оловянной посуды, именем Григорий. Он внезапно лишился рассудка, перестал узнавать всех своих знакомых, говоря нелепые слова и оглашая воздух страшными криками. Его не могли сдерживать и три человека, освобождаясь от которых, он причинял много беспокойства. Наконец он, окованный железными цепями, приведен был к цельбоносным мощам преподобного Сергия, где родные и знакомые и братия Лавры молились за него. Будучи приводим к мощам несколько раз, он постепенно стал приходить в сознание и наконец совершенно стал здоров, благодаря Господа, творящего дивные Свои дела через мощи Своего угодника преподобного Сергия.

Бесчисленны чудеса, дорогие братия и сестры, совершающиеся от мощей преподобного Сергия, и все они служат в наше утешение, облегчение и помощь, так что истинный сын Церкви не может быть безнадежным и отчаянным в своих безысходных бедствиях и скорбях. У него есть твердая надежда на помощь сверхъестественную, благодатную, для которой нет ничего невозможного и которая даруется туне, по одной только вере. Мощи преподобного Сергия — поистине многоветвистый и многоплодный вертоград в Церкви Христовой, которым красуется Святая Церковь, под благодатную сень которого стекаются все верующие, все обремененные и изнемогающие; они покрывают нас покровом благодатной помощи и исцелений — всех с верою к ним притекающих. Будем и мы прибегать под сень мощей преподобного Сергия, прося Его молитв, заступления и покрова от всех враг видимых и невидимых, с пожеланием вечного спасения. Будем их благоговейно чтить, поклоняться святым мощам преподобного Сергия, поклоняясь Духу Святому, в них обитающему. И мы будем получать скорую помощь от преподобного для нашего телесного и душевного спасения. И тогда с еще большим дерзновением мы будем взывать к нему с любовью: «Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас!» Аминь.

3 (16) июля 1961 г.

Источник: Архимандрит Кирилл (Павлов) - Проповеди (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006 год)

Наверх