"Се, лежит Сей на падение и на восстание многих..."
«И благословил их Симеон, и сказал Марии, Матери Его: се, лежит Сей на падение и на восстание многих... и в предмет пререканий» (Лк. 2, 34)
Торжественную и трогательную картину раскрывает сегодня перед нами св. Евангелие. Праведный Симеон берёт старческими руками Богомладенца, Которого он ожидал с надеждой спасения человечества много лет. Возле старца Симеона стоит Пречистая Богоматерь. Здесь же и хранитель Ее девства преданный Богу Иосиф. Священное собрание дополняет и пророчица Анна – великая молитвенница и постница, служившая «Богу день и ночь» (Лк. 2, 37). Св. Анна славит Богомладенца и говорит «о Нём всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2, 38). Старец же Симеон благодарит Бога за исполнение давних его чаяний – узреть Мессию и с миром уйти из земной жизни, – предсказывает будущую скорбь Пресвятой Марии («И Тебе Самой оружие пройдет душу...» (Лк. 2, 35)) и пророчествует, возвещает о том разделении, которое отныне будет происходить в человечестве о имени Иисусовом: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих... и в предмет пререканий» (Лк. 2,34).
Как понять это печальное предсказание, или, точнее, предостережение, вразумление? – Не думайте, – как бы так говорил праведный Симеон, – «что если явился обетованный Спаситель мира, то уже все будут спасены, хотя бы и не хотели сего. Не мните, что если с явлением Его на земле открылись каждому все средства выйти из злополучного состояния греха и смерти, то уже не останется ни одного грешника. Нет, Спаситель мира будет во спасение не для всех: для некоторых явление Его послужит еще к большему осуждению». И так было в начале явления Христа Спасителя, в продолжение всей Его земной жизни, после Его вознесения, и так будет во все века до скончания мира и второго Его пришествия.
Господь наш Иисус Христос для всех возвестил Свою Божественную истину, но не все приняли ее – одни уверовали в Него и возлюбили Его благовестие, другие презрели и даже возненавидели. Одни с радостью восклицали: «Ты – Христос, сын Бога живаго» (Мф. 16, 16). «К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни; и мы уверовали и познали, что Ты – Христос, Сын Бога живого» (Ин. 6, 68–69). Другие, не взирая на Его Божественное величие, на высоту Его учения, чистоту жизни, на совершаемые Им чудеса и знамения, с ожесточенными сердцами твердили: «Он одержим бесом и безумствует, что слушаете Его?» (Ин. 10, 20). Для одних проповедь о кресте казалась юродством, безумием (1 Кор. 1, 18), а для других – для кающихся и сокрушающихся грешников (2 Кор. 1, 5), для верующих, спасаемых – то же слово о кресте есть сила – и «сила Божия» (1 Кор. 1, 18).
Так было на заре христианства, давно, то же самое происходило и во все последующие века: одни покорялись Евангелию и делались христианами – спасались, другие не хотели вникнуть в его спасительную сущность и продолжали коснеть в своих грехах – погибали для вечности. Первые стремились в Божии храмы, к св. иконам, честным мощам, веря в исходящую через них силу Божию и получая эту силу; вторые теряли немало сил на то, чтобы объяснить чудодейственность веры Христовой как угодно, только не так, как учит св. Евангелие, св. Церковь.
Значит ли это, что такое разное состояние людей, о котором пророчествует праведный Симеон, есть предопределение Божие или определение наперёд, кому спастись и кому погибнуть, и что Бог так и ведет – кого ко спасению, а кого к гибели? – Такое мнение не просто неверное, а даже богопротивное, потому что противоречит правде и благости Божией. Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). И спасаемые и погибающие – это не безусловно предопределенные ко спасению или обреченные на погибель, а идущие своей волей путем спасения или путем гибели. Бог избрал нас, – учит св. Иоанн Златоуст, – «не по одной любви (только), но и, за нашу добродетель... И избрание служит свидетельством с одной стороны человеколюбия Божия, с другой – добродетелей избранных». "Грешники, – говорит другой святитель Церкви, – бывают отверженные Богом, прежде нежели родятся, не потому, чтобы Бог от вечности восхотел отвергнуть их, но поелику знал от вечности, что они сами отвергнут и соделают бесполезными все Его попечения о них».
Как видим, вина падения и восстания ложится не на Христа Спасителя, не на Его закон, а на людей, не одинаково взирающих на Него и различно принимающих слово Истины. Если кто твердо и несомненно верует во Христа Спасителя, в Его св. Евангелие, верит так, как учил Сам Господь, св. Апостолы, как внушает верить св. Церковь, и кроме веры имеет глубокую любовь ко Христу, а также творит дела веры – дела любви, для того Спаситель мира лежит на восстание. Лежит Он на восстание и для тех, кто хотя и падает по своим немощам, претыкаясь о соблазны мира, но немедленно – тотчас – прибегает к таинству Покаяния, св. Причащения, старается изгладить следы своих преступлений и обновиться. Если же кто отступает от св. Евангелия, предается неверию, отрицанию, то для таких, конечно, Христос лежит на падение.
Блажен тот, кто не соблазнится о Христе Спасителе (Мф. 11, 6), кто будет иметь такую же веру в Него, какую имел старец Симеон. Перед ним откроется тайна непреложной правды и благости Божией, – перед которыми не должны иметь места всякая неправда и грех, – тайна действия воли Божией, исполнением которой держится весь мир и от исполнения которой зависит всё счастье разумных существ, а от нарушения ее – их вечная гибель. Ему откроется и тайна его собственного бытия. Он увидит, что истинная жизнь человека не в плоти, а в Духе Святе, в жизни с Богом.
Взглянем же, дорогие отцы, братья и сёстры, на самих себя и подумаем: к кому мы ближе стоим – к спасаемым или к гибнущим! Осмотритесь, пока есть и возможность и время, пока от нас самих зависит, чтобы Христос Господь был виною нашего восстания и спасения!
Аминь.