Счастье в труде. (Поучение фабричным рабочим пред открытием работ.)
Святое евангелие рассказывает о том, как Спаситель исцелил расслабленного, лежавшего при овчей купели 38 лет (Ин.5:1-15).
Апостольские Деяния рассказывают об исцелении другого расслабленного, восемь лет лежавшего без движения, именем Энея, а также о воскрешении девицы Тавифы (Деян. 9:32-42). И то и другое чудо именем и силой Господа совершил апостол Пётр в среде верующих.
Хочется спросить: в чём же состояло несчастье и страдание обоих расслабленных? Конечно, ответите вы, несчастье в том, что они не могли двигаться, не могли работать, были прикованы к одному месту. А ведь послушать многих нынешних смутителей народа, так выйдет, что расслабленные-то и были счастливцами. Ибо о чём теперь часто проповедуют? О том, чтобы человек как можно меньше работал и как можно больше пользовался всеми жизненными удобствами и благами, чтобы человек имел как можно меньше часов работы.
При таком желании, конечно, лежать без движения, быть расслабленным, совсем ничего не делать – это самое высшее счастье. Для лености и праздности ведь не нужно ни рук, ни ног, ни крепости членов, ни острого глаза, ни слуха, ни ловкости и выносливости. Если не будешь работать, расслабление и само собой придёт к человеку. Но вот видим, что природа человека громко восстаёт против расслабления. Оба расслабленные считали себя глубоко несчастными. Тридцать восемь лет лежал один из них около чудодейственной купели и всё ожидал, всё ожидал единого счастья: получить прежнюю крепость своих членов, ходить собственными ногами, распоряжаться собственными силами, трудиться своими собственными руками.
Так, братие, труд – это потребность человека, труд – это счастье наше, а где нет труда, там является расслабление человека, – глубокое его несчастье.
Но это ещё не всё. В Апостольских Деяниях рассказывается: когда девица Тавифа умерла, то христиане, узнав о том, что недалеко от них находится апостол Пётр, послали к нему двух человек просить, чтобы он не замедлил прийти к ним. Как только он пришёл, все женщины в доме, где находилась умершая, предстали пред апостолом со слезами, показывая ему рубашки и платья, какие делала Тавифа, живя с ними. (Деян. 9:39). Для чего же они делали это?
А для того, конечно, чтобы восхвалить умершую, чтобы показать, как полна была труда её жизнь, как, поэтому, она была достойна звания христианки, как она достойна милости Господней.
И апостол силой Божьей возвратил умершую к жизни.
Итак, труд есть не только потребность и счастье человека, но и великая похвала для него, добродетель, угодная в очах Божиих.
Так говорит нам совесть наша. Тому же ясно и вразумительно учит нас и слово Божие.
Когда Господь сотворил первых людей, Он даровал им блаженство и поселил в раю сладости. Что же, однако, люди услышали, от Господа в раю? Господь повелел им трудиться, возделывать рай и хранить его (Быт. 2:15). Блаженство, значит, было невозможно без труда. Но вот человек согрешил, изгнан был из рая, лишился блаженства. Как же ему было возможно загладить грех, исполнять волю Божию, исправлять себя, обновляться душой? Милосердый Господь не отказал ему в этом, и путь исправления, путь нравственного воспитания, врачевство от греха, подвиг примирения с Богом, смысл жизни Он опять указал человеку в труде: в поте лица твоего будешь есть хлеб твой (Быт.3:17-19).
Мы знаем потом, как жили люди после грехопадения. Одни забыли Бога истинного и выдумали себе ложных богов. Это были язычники, которые считали труд несчастьем, а людей трудящихся презирали. Другие люди сохранили веру истинную; такие всегда высоко почитали труд: древние патриархи, пророки, цари, все благочестивые люди были великими трудолюбцами. Сам Христос Спаситель в доме Иосифа трудился с ним вместе, как плотник; Пречистая Матерь Господа занималась трудами рукоделия и домашнего хозяйства; Христовы апостолы были рыбаками; апостол Павел делал палатки и писал о себе: «мы трудимся, делая своими руками» (1Кор. 4:12). С кем больше всего обращались святые апостолы? На это отвечает книга Деяний Апостольских хотя бы в том месте, где рассказано о воскрешении Тавифы: апостол Пётр довольно дней пробыл в трудах проповеди после совершенного чуда, и проживал при этом у некоего Симона кожевника (Деян. 9:43).
Среди рабов-тружеников апостолы находили верующих; тысячи этих рабов соделались мучениками и святыми, которых и доселе почитают верующие люди.
Недостало бы времени перечислить все уроки слова Божия и Церкви Христовой, все поучения о святости, высоком достоинстве и пользе труда. Главное сказано; добавлю вам немногое. Иов, богатый человек древности, учит: «Человек рождается на труд, как птица для летания» (Иов. 5:7). Соломон, мудрейший из людей, среди полного изобилия и беспримерного богатства, восхвалял труд и говорил: «Сон сладок работающему» (Екклю 5:11). Апостол Павел христианам завещал труд, и это завещание его как нельзя более относится к нынешнему нашему рабочему люду. Вот что он пишет: «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь. Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели хлеб свой». И ещё: «Если кто не послушает (этого) слова нашего, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата» (2Сол. 3:10-15).
У всех народов, решительно на всех языках есть пословицы, говорящие, что леность есть мать всех пороков; так, голос общечеловеческий согласен с золотым правилом древнего библейского мудреца: «Многой злобе научила праздность» (Сир. 33:28). В высшей степени выразительно поучает нас тому же мудрец и учитель новозаветный – Иоанн Златоустный. Этот святой отец пишет: «Нет ничего в делах человеческих, чего не губила бы праздность; ибо и вода, если стоит, повреждается, загнивает, если же течёт, то сохраняет своё свойство; и железо, если остаётся без употребления, покрывается ржавчиной, а когда из него что-либо выковывается! приносит пользу и блестит, как серебро».
Да будет же, возлюбленные, благословен ваш труд! Трудитесь и работайте, исполняйте ваш долг пред Богом, питайте трудами рук ваших близких и родных, трудом честным и добрым очищайте души свои и привлекайте к себе этим любовь Бога и людей! Труд часто тяжек для нас. Но такова воля Божия. Бог труды любит. Без труда нет плода. Поэтому не слушайте тех ложных учителей и смутителей, которые нередко обещают трудящимся людям жизнь покойную и довольную без труда и указывают на преступный путь присвоения чужого добра. Чужим счастлив не будешь.
Поэтому не губите трудов ваших тем, чем часто губит его русский человек, губит месяцы и годы своей работы, обездоливает семью, губит душу и становится податлив на всякие лжеучения и соблазны, на всякие пороки и преступления! Я разумею пьянство после получки денег. Вот где горе горькое, горе наше всенародное; вот где может быть главный источник всех теперешних несчастий нашей родины! В пьянстве часто зачаты и рождены дети.
Такие люди уже над собой не господа, собой не владеют; такие люди склонны на всё злое; такими людьми жизнь не строится, а разрушается.
Будьте же, возлюбленные братья, набожны, трудолюбивы, будьте честны, трезвы и рассудительны. Тогда труд для вас будет не только долгом, но и счастьем вашим и ваших ближних, счастьем родины, источником довольства, путём богоугождения и душевного спасения! Аминь.
Источник: Полное собрание сочинений протоиерея Иоанна Восторгова : В 5-ти том. - Репр. изд. - Санкт-Петербург : Изд. «Царское Дело», 1995-1998. / Т. 3: Проповеди и поучительные статьи на религиозно-нравственные темы (1906-1908 гг.). - 1995. - 794, VII с. - (Серия «Духовное возрождение Отечества»).