Проповеди на праздники:

Счастье (перед Рождеством Христовым). Проповедь в Воскресенской церкви, что в Брюсовском переулке г. Москвы. 1944г.

Счастье (перед Рождеством Христовым). Проповедь в Воскресенской церкви, что в Брюсовском переулке г. Москвы. 1944г.

В торжественном гимне, которым весь православно-христианский мир прославляет событие Рождества Христова, мы называем родившегося Господа Иисуса Христа светом и солнцем. Мы поем: “Рождество Твое, Христе Боже наш, воссия мирови свет разума…” “Тебе кланятися, Солнцу правды…”

Он — наш Свет, Он — наше Солнце! Так зовет Его св. Церковь потому, что еще устами св. пророка Исаии было сказано о Нем: “народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет” (Ис.9:1-2). И потому, что так сказал о Себе Сам Господь Иисус Христос: “Я — свет миру” (Ин.9:5).

Он — наше Солнце, которое взошло над всем миром, чтобы не заходить никогда!

Всякий свет противоположен тьме. Солнце, восходя, прогоняет ночную тьму. И то Солнце, которое озарило род человеческий рождением Сына Божия на земле, осветило Своим светом все запросы человеческой мысли, какими жил от начала века пытливый ум человека, ответило на все искания живого человеческого сердца, раскрыло пред человечеством все тайны жизни и смерти, из века в век волновавшие человека своею неразгаданностью; оно сделало ясным и светлым каждому человеку путь его земной жизни. Разве не так?

О тех пор как живет человек на земле, бьется мысль человеческая над решением вопроса: есть ли жизнь после смерти человека? а если есть, то что ждет человека за пределами видимой смерти, за гробом? Силится эта мысль человеческая сама по себе поднять завесу над тайной смерти и изнемогает в бессилии. И ставит живое сознание вопрос перед собой: неужели все мои мысли, желания, чувства, благородные порывы, все, чем живу я сейчас, все это умрет вместе со смертью моего тела-навсегда? Для чего же человек всю жизнь стремится охватить своим умом возможно больше знаний, жадно торопится их вобрать в себя, привязывается к людям, приобретает друзей, любит всезахватывающей любовью, — чтобы все это было оборвано в нем в минуту смерти безжалостной ее косою? Почему в каждом человеке врожден инстинкт самосохранения, врождена любовь к жизни, жажда жить и никогда не умирать, и каждый из нас бережет свою жизнь? Неужели этот инстинкт — ложный, в то время как все другие инстинкты — голода, жажды и прочие — никогда не обманывают человека?

Если бы на все эти вопросы ответить отрицательно, — о как темно стало бы в очах наших! II понятны были бы слова нашего поэта, сказанные им в минуты отчаяния и безверия в свою будущую жизнь:

А жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг.

Такая пустая и глупая шутка.

Но так сказать, конечно, не повернется никогда язык ни у кого из нас! И сам поэт, сказав так только в минуты отчаяния, знал и о радостях, открытых верою, когда говорил в другой раз о сладости молитвы и веры:

И верится, и плачется, И так легко, легко… (Лермонтов)

Вот эту тайну жизни и смерти, над раскрытием которой изнемогает мысль человеческая, осветило лучезарным своим светом взошедшее над миром в Рождественскую ночь Солнце. Своим Божественным словом сказал Господь Иисус Христос человеку:

Нет, ты не умрешь! Все твои мысли, желания, порывы твоего сердца составляют бессмертную душу; Я вдохнул такую душу в первого человека при его творении; Я даю ее каждому человеку при его рождении; она призвана Мною к вечной жизни; и не умрет твоя душа никогда! И всё, в чем проявляется в человеке любовь к жизни и самое чувство самосохранения — это показатели этой вечной, неумирающей жизни человеческого духа, это истинный, не ложный, как и всё, инстинкт, заложенный в самую природу человека!

О, какой божественной музыкой, небесной гармонией звучат эти драгоценные слова нашего Божественного Света: “Верующий в Меня имеет жизнь вечную!” (Ин.3:36).

И теперь, когда поднята перед человеком завеса потусторонней жизни, когда знает человек, что нескончаемая вечность расстилается перед ним, каким возвышенным идейным смыслом озарилась его земная жизнь, ее цель, ее смысл; каким бесценным счастьем стала она для человека! Земная жизнь — это ступень к жизни вечной, это путь приготовления себя к жизни, не знающей конца. Свет слова Божия, открывший нам тайну смерти, осветил нам и тайны тех радостей, какие ожидают нас в описанном в Божественном Откровении будущем нерукотворном граде Небесном Иерусалиме, сияющем своими вечными, нетленными красотами и дарящем всех своих будущих насельников ни с чем несравнимыми вечными духовными наслаждениями! Жить, чтобы быть достойным этих радостей, — это священная и радостная задача жизни земной. И знает теперь каждая наша душа, что это счастье жизни вечной, счастье вечного общения со своим Сладчайшим для души Господом будет не только плодом и завершением достойной этого жизни земной, но уже здесь имеет начало, в земной жизни каждого из нас, и является достоянием каждого сердца, живущего в Боге и с Богом, как Источником этого счастья!

Свет Божественного учения указал нам путь к этому вечному свету, путь евангельских заповедей чистоты и кротости, любви и веры, надежды и отданности в волю Божию. Источник света Сам явил нам в Своем лице ту совершеннейшую красоту духовную, к подражанию которой, к приближению к которой должен стремиться каждый из нас.

Как на небе ночном сияют мириады звезд, так и на небе церковном сияют своей духовной красотой, в лучах Божественного Источника света, миллионы святых угодников Божиих, освещая нам путь к вечной славе и свету.

Да, светло теперь душе человека на пути к вечной жизни! Незаходимое Солнце сияет над нами!

Родившийся на земле Сын Божий сделал ясной для нас тайну промысла Божия, бодрствующего день и ночь над каждой человеческой жизнью. И сколько бодрости, силы духовной вливает в нас сознание того, что без воли Божией ни один волос не упадет с головы человека (Мф.10:30), что ничего не совершается в жизни человека, в судьбах царств и народов без воли Небесного Отца человечества!

Божественный Свет открыл нам и смысл страданий, этого неизбежного спутника земной жизни каждого человека. Почему человек не может не страдать в своей жизни разнообразными видами страданий, бед, болезней, несчастий, лишений, потерь? Почему на жизненную долю одного выпадает много страданий, а другой их знает меньше и отдается наслаждениям и радостям жизни? Почему страдают невинные малые дети? В разгадку этих вопросов всегда стремился проникнуть ум человека. И мы знаем, знаем теперь смысл этих страданий!

Одним из нас Господь хочет попускаемыми Им страданиями напомнить о Себе, позвать к Себе, приблизить к Себе, постучавшись в сердце; хочет связать наши души с Собою… Разве не знает каждый из нас вокруг себя бесчисленных примеров того, как в несчастьях и болезнях люди возвращаются к Богу после долгих лет жизни без Него, вдали от Него?.. И в такие минуты несчастья один, быть может, вспомнит огонек лампады у колыбели своего далекого счастливого детства, другой – свою коленопреклоненную на вечерней молитве, давно умершую мать, иди свою первую исповедь, или просто почувствует на себе руку Божию… и душой своей потянутся они опять к своему Вечному Солнцу, как все живое тянется к солнцу в природе… Разве мы не видим и сейчас, как кровавая война пробудила к вере многие спящие души? Господь спасает для вечности души живые, зовя их к Себе через скорби и слезы…

Другие искупают в своих страданиях свои вольные и невольные грехи, если переносят страдания с верою, терпением и покаянием в этих грехах, если умеют видеть в них не карающую, а благодеющую руку Божию. Господь хочет, чтобы мы здесь перестрадали за свои грехи и, очистив себя от них страданиями, как золото очищается огнем, — в жизни вечной насладились бы всей полнотой вечных радостей. И страданиями малюток и отроков Господь хочет нас разбудить от греховного сна, призвать к молитве, к состраданию, привести к ногам Своим за утешением и Божественной помощью!..

И вот, перед этим Божественным Светом, осиявшим Собою весь путь человеческой жизни, преклонились и преклоняются миллионы живых душ, и весь многомиллионный православный мир поет хвалу Божественному Новорожденному, как Свету разума, как Солнцу правды!

И тот факт, что у ног Богомладенца сошлись и мудрецы-волхвы, и простецы-пастухи, и были первыми, кто поклонился своему Господу и Владыке от лица всего человечества, — является символом покоряющего величия, силы, мудрости и красоты Иисуса из Назарета. Перед Его Божественной личностью и учением склоняются и ученые, и неученые, и дети, и старцы, и грешники, и праведники: для всех Его учение близко, бесценно дорого, просто и в то же время неисчерпаемо мудро! Светом этой Божественной мудрости живет и будет жить в нескончаемой вечности каждая преданная Богу душа!

Прославляя Родившегося в Вифлееме Божественного Младенца, поклонимся и мы Ему вместе с волхвами и пастухами! Будем беречь в себе, как драгоценность, свет нашей веры в Господа, чтобы с нею жить и с нею уйти туда, где сияет вечный незаходимый Свет, где ждут сынов света (Ин.12:36) неиссякаемые радости!

“ЖМП.” № 12, 1944 г.

Проповеди на праздники:

Наверх