Проповеди на праздники:

Слово на Благовещение Пресвятой. (В чем состоят наши права на радость и как нам вступить в них?)

Слово на Благовещение Пресвятой. (В чем состоят наши права на радость и как нам вступить в них?)

Небесный благовеститель Архангел Гавриил приветствовал Пресвятую Деву обрадовательным приветствием, говоря: «радуйся, Благодатная». Восприяв вместе с сим словом и самое дело радости, Богоизбранная поет потом: «и возрадовася дух мой о Бозе Спасе моем!.». В ответ не сие и Святая Церковь, именуя ее радости Приятелищем, припевает ей: «радуйся, Радосте наша!». От Владычицы Богородицы, как наследие от матери детям, радость перешла ко всем христианам и стала неотъемлемым их достоянием до того, что один Апостол в числе заповедей ставит: «всегда радуйтеся» (1Сол.5, 16), а другой к тому прибавляет еще: «всяку радость имейте, братие моя», даже и тогда, когда «во искушения впадаете различна» (Иак.1, 2). В нынешний радостный день поясним себе, братие, в чем это состоят права наши на радость и как нам вступить в них. Христианам нельзя не радоваться. Им усвоены милостивым Господом такие преимущества, с коими ничто на земле сравниться не может, о которых одно помышление должно обвеселять сердце и плоть их. Есть немало вещей, которые радуют людей. Но христианину усвояются несравненно высшие всех их блага, которые – и сравнить нельзя как больше – должны обвеселять душу его. Радуются люди, когда избывают от какой-либо беды и опасности. Но какие беды могут сравниться с теми, от коих избавляет христианина христианство. Мы были в плену у врага – и вот, искуплены честною кровию Господа. Мы были в узах и темнице греха и страстей,– и се, изводимся на свободу доброделания. Мы были в болезненном расслаблении ума и сердца – и се, получаем исцеление здравомыслия и обученные на всякое добро чувства. Мы были под гневом, как преступники – и се, снова принимаемся в милость Отца нашего Небесного за помилование. Радуются люди, когда имеют под руками все, чем могут удовлетворить свои нужды и желания. Но есть ли в мире кто столько богатый, сколько богат христианин всем, что ему необходимо к удовлетворению своих христианских потребностей и стремлений?! Нужен ему свет ведения: – вот, у него неложное слово Божие, могущее его умудрять на все, сильное воз-весть его ко принятию и особенного благодатного внутреннего просвещения свыше. Нужна ему крепость нравственных сил – все Божественные силы, яже к животу и благочестию, обильно подаются ему чрез Божественные Таинства Призвавшим его. Нужно ему предохранительное и поучительное руководство – и оно готово ему в устроении Святой Церкви и, ближе, в многостепенном и многочисленном священстве! Радуются люди, когда имеют благоприятную обстановку со стороны родителей, родства, прочих соприкосновенностей и всего течения дел. Но у кого в мире есть такой родитель, как у христиан? – Отец их есть Бог, к Коему из глубины духом движимого сердца вопиют: «авва Отче!» и от Коего приняли они и благодать чадами Божиими именоваться и быть (Ин.3, 1–2). У кого такое родство, как у христиан! – Сам Господь и Спаситель не стыдится нарицать их братиями своими по человечеству (Евр.2, 11) и все небо делает родственным для них до того, говоря чрез Апостола, что чрез веру в Него они приступают «ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному, и тмам Ангелов... церкви первородных, на небесех написанных, и... духом праведник совершенных» (Евр.12, 22–23). У кого так благоприятно течение дел, как у христиан, коим «вся поспешествуют во благое» (Рим.8, 28), коим по делу их «в служение посылаются служебные духи» (Евр.1, 14), у коих «волос с головы» не падает без воли Отца Небесного (Лк.21, 18), и коих течение, если только они не захотят, ничто в мире возмутить не может – «ни смерть, ни живот... ни настоящая, ни грядущая, ни высота, ни глубина, ни ина кая тварь» (Рим.8, 38). Радуются люди, когда несомненно ожидают, что скоро – на днях, завтра – получат что-либо очень ценное, дорогое сердцу их. Но какие надежды и ожидания мирские могут сравниться с надеждами и ожиданиями христиан? Смотрите, что им обетовано? – «Наследие нетленно, нескверно, неувядаемо, соблюдено на небесех их ради» (1Пет.1, 4), такое наследие, о котором восхищенный до третьего небеси и слышавший там неизреченные глаголы свидетельствовал, что «око не виде, ухо не слыша и на сердце человеку не взыдоша, яже уготова Бог любящим его» (1Кор.2, 9), которого получение, однако ж, так верно и несомненно, что оно как бы уже в руках их есть: «вся ваша суть, говорит Апостол, или мир, или живот, или настоящая, или грядущая, вся ваша суть. Вы же Христовы, Христос же Божий» (1Кор.3, 22–23). Помышляя о всех сих источниках радостей, так обильных, один святой отец (авва Аполос, см. «Лавсаик», гл.47) сносить не мог лица скорбного и печального ни у кого и ко всякому из таковых тотчас обращался с укорною речью: не должно, говорил он, на пути спасения скорбеть тем, кои имеют такие обетования. Пусть стенают язычники, пусть плачут иудеи, пусть скорбят неверы и еретики, а идущие путем спасения должны всегда радоваться. Если помышляющие о земном в земном находят радость, как же нам, удостоенным такой надежды, не радоваться непрестанно, когда и Апостол понуждает нас всегда радоваться, непрестанно молиться, о всем благодарить?! Так бы сему и следовало быть у всех нас, и, однако же, оно не у всех есть. Кто бы не хотел, чтоб у него сердце и плоть непрестанно радовались о Боге живее (Пс.83, 3)? Но кто силен заставить сердце радоваться, когда оно не ощущает радости? – Радость, как и всякое чувство, не в воле человека. Можно ли чувствовать себя, например, сытым, когда не насыщен? Насыться – и будешь чувствовать насыщение. Так и в радости. Поставь себя в обрадовательное состояние – и будешь радоваться. Тогда даже не возможешь не радоваться, хоть бы и захотел. Христианство потому так тесно и родственно связано с радостию, что всякого, верного требованиям его, непременно поставляет в обрадованное состояние, так что слово «радуйся», можно заменить словами «поставь себя в обрадовательное состояние», а сие последнее – словами «выполни то, что требует христианство». Что же это такое? Я представлю вам сие в коротких словах. – Припомните, что принес Спаситель на землю? – Он принес Царство.– «Приблизилось царство» (Мф.3, 2), проповедовал Иоанн Предтеча. Первые слова Спасителя были: «приблизилось царство» (Мф.4, 17), и апостолам, посылая к народу, велел Он повсюду возглашать: «приблизилось царство» (Мф.10, 7). Царство – это нечто отрадное, утешительное, радостотворное. Но посмотрите, что в этом Царстве? – Ястие и питие? – Нет. «Несть царство Божие брашно и питие», говорит Апостол. А что же? – Есть «правда, мир и радость о Дусе Святе» (Рим.14, 17). Это внутри. Как вступают в сие Царство? – Не иначе, как дверью покаяния. «Покайтеся» (Мф.3, 2), проповедовал Иоанн Предтеча. «Покайтеся» (Мф.4, 17) требовал Спаситель. «Покайтеся» (Деян.2, 38) учили апостолы. Итак, войди в Царство Христово (это то же, что в христианство) дверью покаяния вошедши внутрь, пройди там поприще правды; прошедши сие поприще, вступишь в область мира, за которою и сретит тебя невозмутимая и нескончаемая радость. Радость из мира, мир из правды, правда из покаяния. Покаяние есть семя и корень, правда – лоза, мир – цвет, радость – плод. Вот и все райское древо радости, древо, которому надо посеяться на земле сердца нашего, возрасти и принести плод в духе нашем. Вот и условия к обрадованию. Чего все сие требует, полагаю, ведомо вам, братие, ведомо, что покаяние требует познать грехи, оплакать их и положить намерение впредь не грешить. Ведомо, что правда требует всякое дело не иначе делать, как по ясной заповеди, по сознанию на него воли Божией, или имея на то свидетельство слова Божия, к чему тотчас и приступает покаявшийся, положив намерение не грешить, или, что то же, уклоняться от зла и творить благо. Ведомо вам, что труд хождения путем правды, труд доброделания по заповедям убивает мятущие сердце страсти и приносит дерзновение пред Богом из сознания, что ни одно дело обязательное не пропущено и ни одно не сделано с небрежением, а, напротив, все необщительно содевалось со страхом и трепетом. А это и есть то, чего требует и чем достигается мир, то есть внутреннее безмятежное состояние, или бесстрастие и спокойствие совести, ничем не смущаемой, ни из отношений наших к Богу, ни из отношений наших к ближним. Да будет же ведомо вам и то, что кто сего достигнет, тому нельзя не радоваться. Труждающемуся таким образом делателю подобает от плода вкусити, а плод сей есть радость и блаженство. Ибо в таком есть то, что обетовал Спаситель: «блажени чистый сердцем, яко тии Бога узрят» (Мф.5, 8). Он из числа тех, о коих молил Господь: «да и тии в нас едино будут» (Ин.17, 21). К нему же и следующее относится ублажительное слово: «к нему приидем и обитель у него сотворим» (Ин.14, 23). А где блаженный Бог, там всякая радость и блаженство. Вот какому пути положено начало Святым Благовещением! Вот какое поприще пройти приглашает Апостол, когда говорит: «радуйтеся всегда о Господе, – и паки реку, радуйтеся» (Флп.4, 4). Радость указуется вначале, хотя в полноте достигается она в конце, чтоб надеждою ее возбуждать силы и облегчать трудности шествия. Итак, хотите ли радоваться,– вот путь к радости! Покайтесь, и затем исполните всякую правду; это приведет к миру Божию, превосходящему всякий разум; а из мира родится радость, неописанная и неизглаголанная! Все другие пути ложны и не к радости ведут, а к призракам, которые на минуту увлекают и одуряют, а потом только больше оставляют томление. Молитвами Пречистой Владычицы нашей Богородицы да дарует достигнуть истинной радости всем вам единый блаженный Бог, в Троице поклоняемый. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх