Проповеди на праздники:


Семена слова для нивы Божией. Поучения с амвона. Поучения на святую Четыредесятницу. В неделю о Страшном Суде

Поучение шестьдесят пятое 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня неделя о Страшном Суде, В чтенном Евангелии вы слышали, как об этом повествуется, что Страшный Суд настанет, и Господь Иисус Христос в славе будет судить живых и мертвых. Как страшно будет тем, которые вели нечестиво свой образ жизни здесь, во время этой жизни, и как будет приятно тем, которые потрудились временно в этой жизни для вечного блаженства.

Господь через Евангелие так повествует, что вот разделятся праведники и грешники. По правую сторону будут праведники, а по левую грешники. И вот Он обратится к праведникам и скажет:

-  Я был голоден, и вы Меня накормили, алкал и вы Меня напоили, странником был и вы приняли Меня.

А праведники со смирением скажут:

-  Когда же мы Тебя видели? Когда же мы это делали? А Он скажет:

-  Это, вы сделали для меньшей братии Моей. Сделав для них, вы сделали это для Меня.

Потом обратится Он в другую сторону и скажет:

-  Вот Я алкал, жаждал, был странником, и вы ничего не сделали для Меня.

Они тоже скажут:

-  Когда же мы видели Тебя?

-  А вы это не сделали для меньшей братии Моей. Идите, проклятии, от Меня в огонь вечного страдания!

Вот, возлюбленные, как повествует сегодняшний день Евангелие о Страшном Суде.

Если здесь, на земле, провинившегося судят и дают ему изоляцию на 15, 20, 25 лет, это все временно и то как это страшно, а ведь тогда приговор будет вечный! Избави нас, Господи, провести здесь временную жизнь нерадиво, за что мы получим потом вечные, страшные скорби и даже мучения!

Какой же вывод отсюда? А вывод такой: хорошо, что мы ходим в церковь, молимся; хорошо, что мы постимся (вот наступает Великий пост!), хорошо, что мы исповедуем Господа Иисуса Христа Сыном Божиим, это очень похвально! Это все хорошо и спасительно, но если мы не замечаем ближнего, то все идет у нас, оказывается, не впрок.

В сегодняшнем Евангелии ясно об этом говорится. Если мы не любим ближнего, как мы можем любить Бога? А ведь заповедь говорит: люби Бога и ближнего, как самого себя.

Наступают великие дни очистительные. В наше время, особенно сейчас, есть где нам проявить свою милость, и если мы проявим милость, то мы получим милость и от Бога, а если мы не проявим к ближнему милость, милосердие, то мы не получим милосердие от Бога.

В чем же можно проявить милость? А вот, возлюбленные, сейчас свирепствует какая-то болезнь, и очень многие больные, которые не имеют ближних родственников или знакомых, находятся дома без надзора (больницы переполнены), и мы проходим без внимания такие скорби. Если мы даже здесь, в храме, стоим, а там страдает ближний и мы по соседству не замечаем, что мы можем сделать какое-то облегчение страждущему брату, то все наши молитвы, все наши посты и поклоны, они не идут нам впрок, во спасение. И наоборот, если мы и меньше помолимся, меньше попостимся и, может быть, совсем и поклоны не можем по немощи положить, а делаем большое утешение для ближнего, мы услышим тогда приветственный глас Господа Иисуса Христа: Приидите ко Мне вси для вечного блаженства.

Вот, возлюбленные, нам назидание. Вы скажете: какой же это пример? Кто это может сейчас выполнить? А вот сегодняшний день, для примера, как раз совпадает такой святой, преподобный Досифей.

Преподобный Досифей был знатного рода - единственный сын старшего сенатора. Он был очень ученый и внешне очень красивый молодой человек 24-х лет, язычник. Жил в VI веке. И вот он услыхал, что есть такое благородное вероисповедание - христианское, которое в особенности стремится сделать добрые дела ближнему, и за это христиане получают великую награду: вечную радость, вечное блаженство.

Отец у него был суровый, поэтому открыто он не мог ему сказать, что я хочу посмотреть, что это за христианское вероучение, а ему хотелось выяснить, поэтому он, как мудрый молодой человек, поступил так. Сказал отцу:

- Отец, я изучал науки, а сейчас мне хотелось бы узнать обычаи народов, поэтому разреши мне на несколько лет отлучиться, сделать кругосветное путешествие. Выдели мне, пожалуйста, средства и выдели мне, пожалуйста, верных людей, которые бы меня сопровождали.

Видите, какое благородное было у него желание!

Отец, ничего не подозревая, выделил ему самых лучших слуг, выдал ему много денег для того, чтобы он изучил обычаи и нравы людей.

И вот этот Досифей, в первую очередь, направил свои стопы в Царьград, где в особенности в то время процветало христианство. Приходит он в город в сопровождении своих слуг. И вот когда он зашел в храм, то увидел картину «Страшный Суд». По правую сторону - праведники, по левую сторону - грешники, которые предназначены для мучения. Он и думает: «Что же надо делать для того, чтобы не быть по левую сторону с грешниками, чтобы не получить вечную скорбь, вечное мучение? Что надо сделать, чтобы быть по правую сторону с праведниками?»

Он посмотрел вокруг и видит: стоит около него очень благородная, благочестивая Женщина, как это описывается, в багряной одежде. Он обратился к Ней и говорит:

-  Скажи мне, пожалуйста, что надо делать, чтобы удалиться от левой и быть в правой стороне, с праведниками?

Она ему ласково отвечает... Конечно, Она знала, все знала! Даже мысли знала, как Божия Матерь! Знала, что из него выйдет очень хороший, стойкий христианин, а стойкие христиане, вы знаете, монахи, которые дают обет идти Христовым путем. Вот Она ему и говорит:

-  Не ешь мясо...

А монахи не вкушают мясо для смирения. Значит, Она ему говорит:

-  Не ешь мясо, имей смирение и терпение, и молись. И ты будешь по правой стороне.

Понравилось ему это, такой обет. И думает: «Не есть мясо! О, какое большое дело!.. А я могу и не есть мясо. А терпение, смирение то же самое... Ну что ж, я возьму на себя этот подвиг! Пускай меня огорчают, обижают слуги даже, а я буду смиряться и терпеть». А надо вам сказать, смирение побеждает врагов, а терпение побеждает наши внутренние греховные страсти. Вот почему мы, монахи, даем обеты терпения, смирения, чтобы победить врагов злых и победить собственные греховные страсти. Вот как важно смирение, терпение!

Он, конечно, этого не знал, но думает: терпение, смирение... я вот приложу усилие и возьму этот подвиг!

А молиться? А молиться как хорошо! Ведь молиться - это благородное чувство! И думает: вот с сегодняшнего дня так я и сделаю. И хотел Ей ответить, что вот я беру на себя эти обеты, но посмотрел, а этой Жены уже не было. Он обращается к своим слугам и говорит:

-  А куда же Женщина ушла, которая со мной разговаривала?

Слуги в недоумении говорят:

-  Мы удивляемся! Вы стоите один и с кем-то разговариваете, а около Вас никого не было.

-  Как никого не было! Была Жена! Женщина благородная, которая дала мне наставление. Сейчас же давайте искать!

Но кого искать? Матерь Божия, конечно, сделалась невидимой. Но эти три вопроса его волновали.

И вот он пришел домой и с этого дня начал нести подвиги. Слуги заметили, что он мясо не ест, смиряется, терпит все, даже насмешки, а он был офицер! Они стали говорить:

-  Вы офицер или монах!

-  А что такое монах? - спрашивает их.

-  А вот, - говорят, - здесь есть монастырь...

«А!.. Вот открывается мне дорога! Значит и монастырь здесь есть!»

Тогда он сделал так. Чтобы слуги не заметили, тайно удалился в этот монастырь и просил игумена, чтобы игумен зачислил его в число братии. Рассказал ему все: кто он, что он... и как ему было откровение.

Игумен устрашился: из знатного рода! Единственный сын! Если отец узнает, он может, в конце концов, воздействовать и могут даже закрыть монастырь. Но Досифей так умолял этого игумена! Он говорил:

-  Я тебя очень прошу: прими меня, потому что я теперь уже иного пути не знаю; я знаю только такой путь, какой мне указала эта благородная, благочестивая Женщина, - и заплакал.

Жалко стало игумену. Он вызвал очень опытного старца Дорофея и поручил этому опытному старцу Дорофею испытать этого молодого человека. Действительно ли он будет выполнять монашеские обеты?

Испытал старец молодого Досифея и убедился в том, что действительно он идет по призванию, и был он зачислен в монастырь. Дали ему самое трудное послушание: обслуживать богадельню... больных, престарелых монахов.

Ведь вы знаете, если ребенок заболел, то мать иногда ночь не спит, а смотрит, как переживает ее ребенок. И вот Досифей имел такое любвеобильное сердце, что он ночами не спал, а старался облегчить положение этих больных престарелых монахов. Вот какая добродетель этого молодого монаха!

Он много не постился, он много не молился, потому что ему некогда было. Его послушание было очень ответственное, и, в то же самое время, очень много забот было для этого послушания. Он как бы нарушал устав монастырский: не постился как все, иногда опаздывал и не приходил на полунощницу. Но самое главное он выполнял. Он терпел и смирялся. Над ним иногда даже подшучивали монахи:

-  Что же ты сделался как няня? Ты и на полунощницу не приходишь, только знаешь своих стариков, вот этих больных.

А он только просил:

-  Простите! Смирялся и терпел все это.

И когда он умер (еще молодой), то, оказывается, не без Промысла Божия, из другого монастыря приехал очень видный подвижник в этот монастырь для того, чтобы познакомиться с правилами и уставом этого монастыря. Он пробыл несколько дней в этом монастыре, и ему было откровение, что молодой монах Досифей получил великую награду и почесть наравне с теми схимниками, затворниками, которые постились, молились, были в затворе по 10, 20 и даже по 30 лет.

Видите! А он прожил немного и оказывается получил такую же благодать, такую же радость на небе, как и эти великие подвижники.

И вот этот пришелец спрашивает:

-  Скажите, пожалуйста, кто это такой молодой монах, который получил за короткое время такую великую почесть, награды и такое блаженство наравне с великими подвижниками?

Но ему говорят:

-  Вот у нас усопшие, смотрите: это великий схимник, это затворник, а этот монах богадельню обслуживал.

-  Вот, вот, вот! Этот самый и есть!

Вот видите, значит дело не в форме, а дело в существе.

Деятельная часть - это поклоны, посты... все это хорошо, но если мы не замечаем ближнего, если мы не мирствуем с ним, то мы не получаем вечного блаженства.

Вот нам назидание, возлюбленные, на Великий пост.

Многие из нас так просто, по форме... как будто идут спасительным путем: молятся в храме, молятся дома, пост на себя накладывают, особенно телесный, а ведь не только телесный пост надо соблюдать, а нужно еще и духовный пост. Это значит надо укрощать наши греховные страсти: гнев, раздражение, многословие, празднословие, осуждение - все это нужно, конечно, сдерживать. Это называется духовный пост. Самое же главное: не искать, чтобы кто-нибудь нас пригласил к больному, а сами стремитесь искать случая навестить престарелых, вдов, сирот и в особенности больных и оказать им помощь и тогда вы получите Царствие Небесное! Аминь.  

Источник:  Схиигумен Савва. Опыт построения истинного миросозерцания. Москва, "Паломник", 2004, стр. 324-329

Проповеди на праздники:

Наверх