Семена слова для нивы Божией. Поучения с амвона. Поучения на святую Четыредесятницу. В неделю Крестопоклонную
Поучение семьдесят первое
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Кресту Твоему поклоняемся, Владыко!
Сегодняшний день, возлюбленные, называется Крестопоклонная неделя. Вчерашний день за вечерним богослужением с большой торжественностью износился из алтаря Крест Господень.
По какому же это случаю Святая Церковь так торжественно износит Крест Господень и почему эта неделя называется Крестопоклонной?
Возлюбленные! Великий пост требует от нас подвига: воздержание во всем, длинные службы, поклоны земные - все это утомляет наше бренное тело. И мы, немощные, чувствуем, как мы нуждаемся в подкреплении. Святая Церковь, зная великую силу Креста Господня, подкрепляет наши телесные силы, износя святый Крест для поклонения.
Слава Богу! Половина поста прошла и, подкрепленные этой великой силой Креста Господня, мы продолжим дальнейшие наши подвиги, чтобы радостно встретить праздник Светлого Христова Воскресения.
Почему же Крест имеет такую великую силу в подкреплении нас в наших немощах душевных и телесных?
Возлюбленные! Злая сила, сатана, завистник и враг рода христианского желает погибели христиан. Поэтому, когда Господь наш Иисус Христос пришел на землю для того, чтобы спасти род человеческий, тогда завистник рода христианского, сатана - злая сила, возбудила людей, чтобы они Господа Иисуса Христа предали на смерть и на смерть самую лютую, самую позорную. Крестная смерть считалась самой позорной. Народ кричал в исступлении:
- Распни, распни Его!
И это Господа Иисуса Христа, Который сделал столько благодеяний для всех нас: сошел с неба на землю для того, чтобы освободить нас от проклятия, греха и смерти...
И вот этот народ кричал: «Распни, распни Его!» Это кого же? Благодетеля! Сатана радовался. Он думал, что Господь Иисус Христос, как Правосудный Судия, видя лицемерие людей, пошлет проклятие на Крест и на них, чтобы погубить род человеческий. Он возбудил такую ненависть среди народа, что люди неистово кричали в своей злобе: «Распни, распни Его!» и издевались над Христом.
Но что же, как поступил Господь Иисус Христос?
Он не послал проклятие на людей, а все мучения и страдания за их грехи принял на Себя. Он молился Отцу Небесному и просил:
- Отче, не вмени им это во грех, ибо они не ведают, что делают, а Крест освяти, чтобы он имел великую силу подкреплять немощных людей.
И вот Крест сделался неотъемлемою частью Христа. Он имеет теперь великую силу помогать нам во всех путях нашей жизни.
Поэтому, возлюбленные, Святая Церковь сейчас и возносит святой Крест Господень для поклонения, чтобы укрепить нас, чтобы мы получили от него великую силу благодати, чтобы силою Креста побеждать злую силу.
Многие имеют мудрствование и считают, что можно и без Креста спастись. Но вы слышали сегодня в Евангельском чтении: Кто не возьмет креста своего, и в след Мене грядет, несть Мене достоин (Мф. 10, 38), и кто постыдится его, постыдится и Господь того перед Ангелами Божиими.
Значит, нам нужно благоговейно носить крест, благоговейно его лобызать!
Слава Богу! Вчерашний день мы поклонялись и лобызали эту святыню, подкрепляли себя на будущее время.
Вот имеется один рассказ, возлюбленные, о том, какую имеет великую силу крестное знамение и крест.
В пустыне спасались монахи. Зной был там сильный, а водоем был только один - глубокий колодец, из которого они подкрепляли себя влагой. И вот злая сила учинила монахам ужасный случай: ядовитый скорпион упал в колодец, погрузился в их единственный водоем! Когда монахи стали брать воду и в ведре обнаружили этого ядовитого скорпиона, то они в ужасе поняли, что нельзя больше пользоваться этой водой, потому что она была заражена скорпионом.
Вызвали они игумена - благочестивого, глубоко верующего старца, и спрашивают:
- Что же нам теперь делать? Сильный зной, а влаги нет, вода заражена ядом...
Старец сотворил крестное знамение и сказал:
- Выбросьте скорпиона!
Взял крест, прицепил его к ведру и опустил в водоем, и оттуда извлек воду, в которую погружался Крест Господень:
- Ну вот, верьте, что сила Креста может вас избавить не только от яда, но и от смерти. Верьте несомненно, что через Крест Господень удалилась вся опасность.
Старец-игумен берет воду и первый пьет ее.
Так Крестом Господним была освящена вода и она потеряла губительную силу яда. И возблагодарили все иноки Господа Иисуса Христа за Его великие благодеяния, за великое оружие спасения - Крест Христов, который творит такие великие чудеса!
Второй случай, возлюбленные!
Была одна семья - муж и жена. Муж был очень благочестивый: носил крест, утром и вечером всегда лобызал его с молитвой, благоговением и страхом Божиим, жил со всеми мирно и творил добрые дела. А жена его была христианкой только по названию: у нее был ложный стыд, ложный страх (стыдилась носить крестик), неправильно творила крестное знамение, была сварливая, раздражительная. Мужу она часто говорила:
- Что ты, в конце концов, все лобызаешь свой крест? Веришь в это! Ведь можно и без этого обойтись! Вот и я ношу крест... а спрашивается, неужели это так обязательно носить крест, да еще лобызать его?
- Смотри!.. - говорит муж. - Крест - это наша защита от злой силы. Не дай Бог, если ты начнешь так свободно мудрствовать! Делай так, как учит нас Святая Православная Церковь, и носи свой крестик с благоговением, со страхом Божиим и лобызай его.
Но неразумная жена не вняла благочестивым советам мужа. Враг (злая сила) внушил ей обратное, к тому же она встретила нечестивого человека, который тоже по внушению злой силы стал говорить ей:
- Зачем ты носишь лишнюю обузу? Сними крест! Ведь так тебе лучше будет, легче.
Она согласилась, сняла крест и сразу же заболела одержимостью (сделалась бесноватой), потому что Ангел Хранитель отошел от нее. Избави нас, Господи! У нее было такое ужасное состояние, она так страдала, что не находила себе места. Муж, глядя на нее и видя как она мучается, заплакал и говорит:
- Что же с тобой случилось?
Жена промолчала, потому что ей стыдно было признаться, что она сняла крест. Муж, не вынося больше ее страданий, пошел к великому святителю Иоанну Златоусту и поведал ему:
- Святитель Христов, что мне делать? Моя супруга заболела одержимостью.
Святой Иоанн Златоуст говорит ему:
- А ты пойди и скажи ей: зачем ты сняла с себя самое великое орудие против злой силы? Она сняла крест, за это она и страдает. Пускай покается, оденет крест и выполняет такое же правило, какое ты выполняешь. Скажи ей еще, чтобы она не притесняла подчиненных. Надо любить Бога и ближних. Если она это сделает и будет делать все, чему учит Святая Православная Церковь, то исцелится от болезни, будет здоровой.
Муж обрадовался, приходит домой и товорит ей:
- Я был у святителя Иоанна и он сказал, что ты сняла крест, поэтому и заболела. И еще...- и он все рассказал.
- Боже мой! Как же он узнал, что я сняла крест? Как ты ему сказал?
- Про крест я ему ничего не говорил. Очевидно, Дух Святый ему открыл! Ну, а как ты, согласна все это делать?
- Ну как же! Я так мучаюсь, - и она заплакала неутешно, - я согласна все делать, что он велел и что ты делаешь!
- А где твой крест, который сняла?
- В ящике.
- Ну пойди, возьми.
Пошла она, взяла свой крестик, одела его, поцеловала, и пошли они вместе к Иоанну Златоусту. Приходят они к святителю Христову, кланяются, она просит прощения и говорит:
- Я даю слово, святой Отец, что буду выполнять все, что Вы мне сказали. Я уже одела крест и его теперь люблю, целую, а подчиненных своих не буду больше обижать и никого не буду осуждать...
Иоанн Златоуст помолился, благословил ее и сказал:
- Вот ты теперь уже здоровая! Продолжай носить крест и благоговейно, со страхом Божиим лобызай эту святыню, потому что она отражает злую силу.
И она почувствовала, что с нее свалилась какая-то тяжесть и стала она совершенно здоровой.
Вот поучительный пример, возлюбленные, как нам нужно не стыдиться окружающих, а чтить безбоязненно Крест Честный.
Всю эту седмицу будет поклонение Кресту, поэтому приходите в церковь, лобызайте эту святыню и вы будете ею побеждать злую силу.
Иже Крестом ограждаеми врагу противляемся, не боящеся того коварства и ловительства. Аминь.
Источник: Схиигумен Савва. Опыт построения истинного миросозерцания. Москва, "Паломник", 2004, стр. 349-353