Самодержавие. Слово на день священного миропомазания и венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича, 1902г.
Дам ти языки достояние твое, и одержание твое концы земли (Пс.2:8)
Настал торжественный день воспоминания и празднования Священного Mиропомазания и венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича.
Благодарю Господа, сподобившего меня быть весьма близким зрителем и участником этого священного царского и всероссийского торжества. Да пребывает неизгладимо и всегда действенно благодать Священного Миропомазания на Государе нашем и да почивает на Нем всегда Дух Святой, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух мужества и силы.
Побеседуем, возлюбленные братия, в честь настоящего всероссийского торжества о превосходстве самодержавия над всеми другими формами правления государственного.
Дам ти языки достояние твое, и одержание твое концы земли, говорит Господь через Пророка-Царя; т. е. Я дам тебе народы в наследие и пределы земли во владение тебе. Собственно это изречение относится к обещанному Мессии Христу, чаянию всех языков; но оно может относиться по справедливости, и к державному Вождю Русского Царства, в состав которого входят многие племена и народы, и которое простирается почти во все концы земли; ибо Русский Государь есть единственный православный Помазанник Божий и образ державы Божией на земле, первый венценосный Сын Церкви.
С давних времен цари и императоры наши называются самодержавными и единодержавными, и в их самодержавии и единодержавии, вместе с православием, заключается мощь, ширь и слава России: ибо с тех пор, как благоверные цари наши собрали и сплотили отечество наше в одно целое политическое тело, – оно быстро стало укрепляться и распространяться во все концы, и ныне находится милостью Божиею, на высоте своего политического положения. Единодержавие есть самая естественная, разумная и самая полезная для земных царств форма правления, самая надежная власть, так как она происходит непосредственно от Бога, единого Творца и Вседержителя мира. Дана есть от Господа держава вам, и сила от Всевышнего, говорит премудрый Соломон.
Мир, созданный манием и словом единого Бога, во всех своих бесконечно великих, и малых и незримо малых частях своих управляется премудростью и силою единого Бога.
Земля и бесконечное множество небесных тел, или светил и планет, несравненно больших нашей земли или равных ей и меньших, висят в безднах мирового пространства ни на чем и движутся в изумительном порядке целые тысячелетия, не встречаясь и не сталкиваясь ни с одним из светил и не производя ни малейшего беспорядка в движущихся мирах – почему? Потому что их держит, движет и направляет одна всемогущая Рука по законам тяготения. Повсюду во вселенной и во всех созданных мирах виден один бесконечный разум, единая сила и воля Творца.
На нашей земле, как планете, действуют во всех тварях, во всех стихиях, во всех царствах природы одни и те же законы. Род человеческий подчинен одному нравственному закону – совести.
Общий всем Творец и Бог подчинил всех людей одному закону – закону любви и взаимного повиновения. С самых древних времен семейства и общества человеческие подчинялись сначала отцам, или старшим в роде, потом патриархам, как у Евреев, и потом князьям и царям. Каждый вид из бесчисленного множества существ или тварей земных – одушевленных и неодушевленных руководятся в своем бытии одинаковыми инстинктами и привычками, данными им от Бога, ими живут и управляются, доставляя благосостояние себе, или человеку, приручающему их себе.
Во всех разумных действиях людей, во всех их произведениях – в науках, искусствах – усматривается одна какая-нибудь объединяющая мысль; в писаниях, в сочинениях, в книгах есть одна, связующая все множество мыслей и слов – идея или мысль, проникающая всю книгу, как душа – тело, и дающая ей стройность, жизнь, интерес, назидание.
В каждом благоустроенном учреждении – государственном, учебном, или благотворительном, или врачебном – есть один устав для всех, как и одно главное лицо, правящее учреждением; в войске – в военное или мирное время – один главный военачальник, объединяющий и направляющий все части и действия воинства; в правительственных учреждениях все чины подчиняются одному главному начальнику – министру, а все государство подчиняется одному лицу монарху или государю.
Таким образом, единодержавие и самодержавие в государстве есть самая естественная и Богом указанная и узаконенная форма правления, всего более споспешествующая благоденствию и успехам государства и благу подданных, да и благу мира прочих государств. Одно державное слово могущественного монарха может остановить военное кровопролитие и установить мир между воюющими державами, как и совершалось это ныне по слову нашего Государя между воюющими греками и турками, – чего республике какого-либо государства едва ли было бы можно достигнуть.
Вспомним междоусобную рознь наших древних Русских князей, воевавших друг с другом и ослаблявших Россию. К чему она, эта рознь, привела? К татарскому порабощению. А объединение одним самодержавным царем Иоанном III Руси к чему привело? – К совершенному освобождению от татарского ига. А следующею затем политикою и монархическою властью царей и императоров России она приведена к нынешнему величию и славе.
Итак, будем всегда всем сердцем благодарить Бога, что Он дал и доселе дает нам самодержавных и единодержавных царей по сердцу Своему, сохраняя преемство рода Романовых и в них дух православия и стремления к возвеличению веры и Церкви православной и Государства Российского. Аминь.
Праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев). Простое евангельское слово русскому народу: статьи для чтения по воскресным и праздничным дням всего года. Санкт-Петербург: Издание «Общества распространения религиозно-нравственнаго просвещения в духе Православной Церкви», 1902.