Русские знамена
Острите стрелы! Наполняйте колчаны. Против стен Вавилона поднимите знамя! (Иер. 51:11-12.).
Гремит и доныне в слух всех сынов веры это слово пророка Иеремии. Пророк был пламенным ревнителем Божией истины, пламенным патриотом, любившим свою родину и свой родной народ любовью, крепкой, как смерть. Всей силой и глубиной скорби скорбел он о пагубном пути греха и отступления, который избрали его соотечественники, плакал о гибели Иерусалима, но среди слёз и стенаний он провещал об его светлых днях, об отрезвлении народа, о возвращении его к основам своей богопреданной веры. Всей глубиной скорби скорбел он о том, что родина его подпала игу чужеземному, и от рек Вавилона слышал он чутким любящим сердцем вопли и стоны пленённого народа.
Давно Вавилон стал образом всякого духовного растления и блуда, нечестия, порока, отступления от Бога и богопротивления, и давно борьба с ним – это образ непрестанной борьбы и войны духовной. Давно плен евреев и плач их на реках Вавилонских служит образом духовного плена и гибели всякого народа, забывшего Бога, изменившего вере, погибающего в увлечении всем чужеземным, отказавшегося от основ, завещанных своей историей, от основ своего религиозного и народного быта.
Верным сынам народа всегда предстояла борьба против такого Вавилона, – борьба, нередко стоившая им жизни, как это мы видим на примере того же замученного пророка Иеремии. Но ничто и никогда не могло остановить их мужества, их ревности, их воодушевляющего призыва: «Поднимайте знамёна против стен Вавилона!»
Страшно и опасно переживаемое нами положение нашего родного русского народа. Пришли язы́цы в достояние его, осквернили его святое святых, оклеветали и унизили все нам родное, дорогое и близкое, пролили кровь верных сынов его, как воду. Они силятся отнять нашу веру, разодрать Россию по частям, замутить её внутренними раздорами классов и сословий, обессилить умалением Царской и всякой правительственной власти, понизить и уничтожить наше народное самосознание, надругаться над всем нашим прошлым, сделать народ наш бездомным бродягой без истории, без родины, развратить его духовно, обезверить, обратить в блудный и растлённый Вавилон, в сплошное царство бессовестности и разврата, предать его в плен чужеземный, на реки Вавилона, заглушить самые стоны и рыдания наши в уготовляемом тяжком пленении. Как дикие коршуны, сторожат враги России смертный час её, в единении с нашими домашними Иудами, что от нас изыдоша, но не беша от нас.
Видят это верные Богу, Царю и родине русские люди; видим мы и сознаём, видим и ужасаемся, но не теряем ни веры, ни бодрости, твёрдо уповаем на победу, твёрдо идём на борьбу, знаем всю её тяжесть, но не откажемся от неё до смерти. И в образ этой страшной брани, в образ нашего единства, сооружаем мы теперь по всей России свои особые знамёна-хоругви. Говорим с царём-псалмопевцем: во имя Бога нашего поднимем знамя (Пс. 19:6); слышим призывный клич пророка: острите стрелы, наполняйте колчаны; против стен Вавилона поднимите знамя! (Иер. 51:11-12); по слову Божию, будем стоять на своём месте при знамёнах своих (Чис. 2:17). В знаменательном совпадении дней церковно-праздничных, сегодня мы освящаем наши знамёна в Москве, в сердце России, – в день, когда слышим торжествующую песнь церковную, в которой мы, верующие, изображаемся, яко отроцы, победы знамения носяще...
Пусть будут и наши знамёна – победы знамение носяще! Да будут они во главе верной дружины борцов за веру, Царя и русский народ, и да будет дружина наша, по слову Божию, для врагов грозна, как полки со знамёнами! (Песн. 4:6).
Нас пугают самым именем знамён. Не убоимся! Не страшно это имя, а вожделенно нашему сердцу. Поднимаются против знамён наших лицемерные обвинения, ползёт низкая клевета. Нам говорят обвинители: «вы строитесь дружинами для погромов, для насилий, для крови; знамя ваше – знамя междоусобия и раздора». Кто это говорит? Говорят те, у кого души и руки в крови убитых десятков тысяч неповинных жертв революции, в крови тех убиенных ревнителей патриотизма в разных местах нашей родины, тех мучеников долга и верности, которых мы сейчас только поминали заупокойной молитвой. У этих обвинителей насилие и ложь – правило жизни, низость и предательство – правило борьбы, клевета, террор с тайными убийствами – излюбленные способы и орудия достижения целей. Это они избили в последние три года свыше 36.000 верных слуг Царя и родины и случайных жертв бомб и покушений, без различия пола и возраста; это они, якобы мирные деятели, идут на людей власти и достатка с песнями: «бей, губи их, злодеев проклятых»...
Нет, не страшны, а почётны обвинения и ненависть этих фанатиков-изуверов. Их злоба, ненависть и клевета, это – исповедуемое ими признание нашей силы. Против ничтожества не пошли бы с таким бешеным озлоблением! Страшна им вечная Сила веры; страшно для них наше патриотическое воодушевление; знают они, что рано или поздно, но неизбежно и непременно на него отзовётся сердце народа и сметёт их паутину обмана, разоблачит их предательство. Страшно для них сознавать, что мы являемся хранилищем религиозного и патриотического чувства и народного самосознания, – и вот силятся они убийствами, клеветой и всеми видами преследований рассеять и ослабить дружину верных. Ненавистны им наши знамёна, как образ и показатель растущей нашей силы и растущего единения.
Новую клевету возводят они на верных. «Ваше знамя, – говорят они, – знамя застоя, знамя прошлого, а не будущего, знамя рабства и насильнического режима, который вместе с вами отстаивают из себялюбивой выгоды нечестные властители, капиталисты и земельные собственники; бедный народ не идёт и не пойдёт за вашим знаменем». Клевета на нас, клевета и на народ! Где же среди нас люди власти? Их нет. Где нам хотя бы особая, усиленная защита от убийств и убийц? Её нет на нашей стороне; видим, напротив, великое старание власти отыскать виновных в тех единичных случаях, где есть хоть тень подозрения в том, что убийство совершено со стороны русских патриотов. И мы не осуждаем такого старания; мы говорим, что если убийцы – из числа русских патриотов, то они поступили против нашего исповедания, действовали от себя лично, а не от имени патриотических союзов; мы высказываемся против всякого насилия; мы бы хотели только видеть такое же усердие власти в раскрытии и каре преступлений во всех 36.000 случаях убийств, совершенных нашими обвинителями и противниками, которые так усердно заподозривают нас в погромных и кровавых намерениях.
Где, далее, среди нас капиталисты? Еврейские банки и деньги не у нас в услужении; заграничные пособия и японские, ныне вполне и неопровержимо доказанные, подкупы не мы получали. Где же русские капиталисты? Их среди нас нет; биржевое купечество не нам открывает кассы, не нам даёт пособия на газеты... Немногие состоятельные люди, что пришли к нам, пришли по влечению сердца, пришли после великих скорбей и неприятностей, которым не перестают подвергаться и доныне за свою принадлежность к патриотическим союзам. Это одно уже ясно показывает, что они – честные, прямые, убеждённые люди, а не своекорыстные защитники прав капитала под видом патриотизма. Сколько разорённых погромами и грабежами русских людей! Но ни один еврейский банк не ограблен, ни один дом богачей, откупившихся деньгами от революционеров, не тронут...
Крупные земельные собственники – где они среди нас? Не к нам они ушли; чужебесие и своекорыстие заставляют их, напротив, старательно обегать нас и искать поддержки там, где они чувствуют силу, принимая за силу наглость, бесстыдство и неразборчивость в средствах. Если есть немногие землевладельцы в нашей среде, то о них можно повторить буквально то, что сказано нами о людях богатых.
Кто же с нами? Огромное большинство наших единомышленников – простой народ, с которым в наших союзах и собраниях в простоте и любви соединяются и люди богатые, и люди знатные, – ибо одна у них религиозная вера и одна преданность Царю и родине; наши единомышленники – это по преимуществу люди малообеспеченные и бедные, люди, живущие трудом, – те самые, во имя блага которых стараются наши противники, бросая бомбы и совершая убийства, обессиливая правительство и обливая грязью и клеветой всё русское, всё верное, всё примкнувшее к патриотическому движению. Беден наш народ, нуждается он и в земле, и в хлебе, и в материальном обеспечении. Но он знает, что кроме сокровищ хлеба и благ земных, которыми соблазняют его враги государства, переманивая на сторону бунта и измены родине, есть иное, нетленное сокровище духа, которого он не продаст, пред которым все сокровища мира – чечевичная похлёбка. Нуждается народ наш, желает он всеми мирными, законными и справедливыми путями, но не путём насилия и крови, улучшить своё положение, – и к этому стремятся в своей деятельности наши патриотические союзы, – но он и то знает, что не о хлебе едином жив будет человек. Слишком низко думают о народе-христианине, о народе-богоносце, если полагают, что за обещания земли и хлеба, и притом несбыточные, в которые может поверить лишь глупый или ребёнок, народ наш продаст и веру, и Царя, и родину, и себя самого отдаст в рабство.
Нет, не рабство возвещает наше знамя, – а свободу Царя и народа, свободу жить и строиться по вечным законам веры, по дорогим и родным для нас русским началам государственности, покоящимся на взаимной любви и единении классов и сословий, а не на животной, принижающей и гибельной борьбе.
Нет, знамя наше – не застой жизни, а правильное и непрерывное движение вперёд живым ростом живого организма, опирающегося в корни прошлого, не порывающего связей с этим прошлым. Ломка, разрушение старого в живом теле невозможны, как невозможно живому взрослому человеку вычеркнуть из своей жизни юность и молодость, как невозможно тело перерезать пополам и ожидать, что оно чрез это усилит свою жизнедеятельность.
И не поражение и смерть несёт наше знамя. Оно – знамение победы, оно – знамение будущего. Мы молим, мы просим, мы жаждем победы, и она будет нашим счастливым уделом. Порукой – святой крест на знамёнах наших; и крест из знамения позора обратился в знамение славы; порукой – изображения на наших знамёнах и с ними сила Невидимая Господа Спасителя, Его Пречистой Матери, Его Угодников, просиявших верой и любовью к отечеству небесному и земному; порукой – великие и патриотические воспоминания, соединённые с нашими знамёнами; одно из них – снимок и копия знамени доблестного князя Пожарского, великого патриота, великого борца за угнетённую родину.
Не насилие, не кровь, не погромы несут наши знамёна. Мы – мирные борцы. На брань кровавую мы пойдём не в нападении, а лишь в защите наших святынь, в защите целости и бытия нашей родины, если на них, по действу сатаны, будет сделано покушение врагами. Мы пойдём тогда умирать, а не убивать. А до того времени наша борьба – мирная борьба.
Будет нам победа над неверием и глумлением, над жалким обманом народа, над призывами к бунту и измене, над злыми призывами к отпаду от наших исторических русских начал жизни, над усилиями лишить русский народ его мирового значения и самостоятельной жизни. Будет нам победа над слепотой душ, над подкупом фраз и золота, над гнилой и фальшивой мишурой «освободительного» движения, связавшего себя с подонками улицы, с рванью и с чернью, которые оно выдаёт за народ, с пьяницами, бродягами, с грабителями и убийцами, – со всеми теми, для кого нет ни Бога, ни совести, ни чести, ни закона, ни родины.
Тяжкая наша брань. Поэтому велико значение нашего знамени. Но под ним нам видится иное, вековое и не земное, знамя: «се лежит Сей, – сказано о нём, – се лежит Сей на падение и на восстание многим во Израили, и в знамение пререкаемо» (Лк. 2:34). Знамя это – Христос. Предречена около него жестокая брань, будет оно спорным, из-за него будут бороться: одни – по желанию его унизить, другие – из желания его прославить и сделать основой жизни. Но исход борьбы виден в веках минувших, предуказан и в веках грядущих: Христос – Победитель смерти и ада, Победитель зла. За Него идём против греховного и блудного и богоборного Вавилона, Им освящаемся, Им укрепляемся. Будет наша победа во Христе! Он идёт, Он близь, Он с нами. Осанна в вышних! Благословен грядый во имя Господне!
Русские люди! Верные Богу, присяге, Царю, закону и родине! Против стен Вавилона поднимите ваши знамёна! Аминь.
https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgov/polnoe-sobranie-sochinenij-tom3/2_10