Рождество Пресвятой Богородицы.
Bo имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня Святая Церковь светло празднует день Рождества Пресвятой Богородицы. В этот день Святая Церковь с особенной силой зовет всех нас к духовному торжеству и радости.
Постараемся глубже вникнуть в смысл и значение этого призыва. Почему не к счастью, а к радости зовет нас Церковь? А потому, что слово “счастье” слишком произвольное, не точное, само по себе ничего нe значащее. В Священном Писание слово “счастье” встречается очень редко, а в Новом Завете — ни разу. Вместо него Священное Писание употребляет более ясное, конкретное, указывающее на само содержание счастья, а именно — “радость”. O радости говорит Сам Спаситель: «Радость Моя в вас пребудет, и радость ваша будет совершенна». И указал на источник этой радости: «Если заповеди Мои соблюдете». Указал на путь к этой радости: «Печальны будете, но печаль ваша в радость будет», — это значит, что путь к радости лежит через печаль, лишения и страдания, которые, превозмогаясь любовью, дают радость в Боге. Потому Христос и говорит: «И радости вашей никто не отнимет у вас». Никто и ничто не отнимет: ни муки, ни смерть и ни ад.
И вот сегодняшнее событие дает нам яркий пример сказанному. Родители Пресвятой Девы Марии, Иоаким и Анна, претерпели большую скорбь, чтобы потом принять от Господа великую вечную радость. Они были праведными людьми, и в путях Господних ходили непорочно. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу, друг другу и ближнему. Ho прошло 50 лет их брачной жизни, а детей у них нe было. В то время бесчадие считалось самым тяжелым наказанием Божиим, т. к. каждый жил надеждой в своем потомстве участвовать в ожидаемом Царстве Мессии. Тем более что потомкам Давида, которыми они являлись, дано было обетование, что от них произойдет Мессия. И по закону, поддерживаемому фарисеями, Иоаким имел полное право требовать развода с неплодной женой. Но Иоаким был муж праведный, любил свою жену Анну за ее необыкновенную кротость и высокие добродетели и не хотел разлучаться с ней. И они вместе несли тяжесть этого испытания, укрепляя друг друга взаимной любовью и уповая на Господа. Люди же осуждали их и поносили их за бесчадие, рассуждая, что Господь отнял от них Свое благословение. И даже первосвященник Иссахар отверг жертву Иоакима в храме, посчитав его за грешника.
Но не так судил Господь! Наоборот, скорбь этой благочестивой четы была великим Божиим благодеянием. Недаром святые люди лишения и страдания называют Божиим посещением. Так и здесь Господь страданиями предуготовлял их быть Богоотцами. И благословил их на конец жизни великой радостью. По Божиему обетованию родилась у них Дочь, нареченная Марией, Которая и должна была стать Купиной Heопалимой, Престолом Царя царствующих, Ковчегом Всевышнего и Лествицей, соединившей небо и землю, чтобы на землю низвести Бога, а человека возвести на небо, т. e. стать Материю Божией.
Так, от престарелых родителей, лишенных чадородия, родилась Пресвятая Мария. Потому что чудесами надлежало приготовить главнейшее чудо — единственную благодатную весть и истинную радость миру, уготованную Господом еще от создания мира, — это рождение от Девы Сына Божия Господа нашего Иисуса Христа, для спасения нас от греха и смерти.
Аминь.