Рождество Господа нашего Иисуса Христа
Промыслу Божию угодно было пред временем рождения Христа Спасителя устроить события в жизни Иудейского народа так: Кесарь Август издаёт повеление совершить поголовную перепись по всей земле, ему подвластной, дабы узнать точное число своих подданных, а чрез это определить сумму податей, какую должно было собрать римским правителям с подвластных им народов, и в частности с иудеев. Все сыны Израиля, приняв повеление Кесаря, пошли каждый в свой отечественный город для записания своего рода, фамилии, семьи и имени. Это обстоятельство повлекло Иосифа, как потомка Давида, из Назарета в маленький город Давидов Вифлеем, где родился и сам Иосиф. Нехорошее было время для путешествия праведников Иосифа и Марии: настала палестинская зима, было около 25 декабря, когда бывают дожди с пронзительным ветром, а иногда выпадает и снег. Несмотря на приближение родов, зимнее время и трудности пути, св. Дева последовала за Иосифом. Иудейский закон не обязывал женщину предпринимать подобное путешествие, но Мария идёт за своим покровителем, с одной стороны, должно полагать, во исполнение воли Божией, возвещенной ещё пророком Михеем (Мих.5:2), что в городе Давида Вифлееме надлежало родиться Искупителю человеческого рода; с другой – Она Пресвятая Дева, по свидетельству предания, как оставшаяся одинокой в своем роде и, не имея ни братьев, ни сестер, как наследница имени и своего родового имущества (Чис.27:8, 36:6) подлежала переписи наравне со всеми мужчинами. Следует принять во внимание и то, что Иосиф после откровения, сделанного ему ангелом, о тайне зачатия Девы Марии считал уже себя покровителем Её и воспитателем обещанного младенца, и потому не хотел оставить Марию при Её обстоятельствах в Назарете одну беспомощную, тем более, что пребывание его в Вифлееме могло замедлиться.
Медленно идут богоизбранные путники по гористым скалам и неудобным дорогам Палестины. Всего вероятнее они путешествуют так, как передает об этом предание: Иосиф пешком, а Мария, сидя на осле. Идут они с радостными чувствами, что скоро увидят родину своего царственного предка, особенно теперь, когда приближалось время рождения обетованного им Сына Давидова. Под сенью вечно зелёных дерев, выбирая место поближе к какому-либо источнику, делают они остановки для отдыха вместе с другими путешественниками. С вечера после захода солнца, находят они для своего ночлега места невдалеке от селений, нарочито устроенные для путешественников, а утром вместе с зарёю поднимаются и идут в дальнейший путь, облегчая его пением священных гимнов с содержанием об Иерусалиме и о доме Иеговы.
Как только очутились путники в стране Иудейской, везде им представлялись открытые и обнаженные возвышенности, священные для каждого сына Израилева. Приветствовал их первее всего славный Салим, где Анна изливала горячие слёзные мольбы пред Господом, а затем Галгал, в котором сын её служил Богу судьёй народа Божия. Иерусалим, лежащий от Вифлеема в 10 верстах, был, может быть, последним местом стоянки и отдохновения Иосифа и Марии, прежде чем прибыли они к цели своего назначения. Тяжкая усталь или даже начинавшееся предчувствие родов по необходимости замедляли путешествие девственной матери. Но вот после пятидневного затруднительного пути видят они вдали на возвышенном месте, среди виноградных садов, масличных и смоковных дерев, тот замечательный город Вифлеем, откуда воссияла нам жизнь и надежда, где родился Господь наш Иисус Христос, то место, о котором древний пророк говорил некогда: И ты, Вифлееме, земле Иудова,… из тебе бо изыдеть вождь, иже упасет люди моя Израиля (Мф.2:6). По одну его сторону высятся горы Иудейские, с другой же по ту сторону Мёртвого моря, защищают его от знойных ветров и непогод горы каменистой Аравии. Такова маленькая страна, видевшая рождение Давида и куда теперь толпами стекались его потомки.
Чтобы проникнуть в город, нужно было совершить довольно трудный подъём в гору, и этот путь особенно был затруднителен в это зимнее сырое время, когда от дождей разрыхлялись и делались скользкими все ведшие к нему дороги; ещё более он неудобен был для Пресвятой Девы Марии в Её положении. Очень вероятно, что Матерь Божия сочла более безопасным для себя сойти с мула и идти пешком. На четверть мили к северу из городских ворот Ей нужно было пройти мимо источника, из которого, как она читала в законе Божием, славный предок Её Давид утолял свою жажду. Наконец Иосиф и Мария вошли в расположенный на горе Вифлеем, град Давидов, из которого Израиль чаял себе утешение и отраду для жизни будущей.
Им нужен был приют. Иосиф собирает последние старческие силы, чтобы отыскать себе уголок в самом центре города, или же в крайнем случае в его окраинах, но не бе им места во обители (Лук.2:7), гостиницы были переполнены людьми разных сословий и состояний, явившимися сюда из мест дальнего своего путешествия. Никто не оказал убогой чете никакой помощи. Она предоставлена самой себе. Близких друзей или родственников, у коих Иосиф и Мария могли бы провести несколько дней также не находилось во всем Вифлееме, несмотря на то, что все жители и временные пришельцы вифлеемские происходили от одного племени Иесеева.
Собравшись с силами и не находя места в городе, бедный древодел-старец Иосиф был вынужден искать себе приют в городских окрестностях Вифлеемских. Без ропота отошел он от жилищ человеческих и вдали от города искал себе убежища. Что не могли или не хотели доставить люди своему Творцу и Искупителю, то предоставила Ему бездушная природа. Вышедши из города, невдалеке, к южной стороне от людских жилищ Вифлеемских, в саженях 200 от источника царя Давида, среди каменных скал, он нашёл вертеп, куда в дождливое и ненастное время, в бурю и холод, а также и ночью пастухи загоняли свои стада. Подобных естественных мест для скота считалось около Вифлеема несколько. Но что же это было за убогое помещение! Тут находились и остатки сена, и сор и пространство вертепа не более 5 сажен в длину и 1,5 в ширину. Сюда-то и зашли бесприютные странники в это убогое помещение, здесь обрела себе пристанище благословенная Богом святая Чета, здесь должна была опочить честнейшая херувимов в такое время, когда исполнились дни родить Ей; здесь-то, в этом неприглядном убежище, вдали от дома, в знобящую зимнюю ночь, при обстановке, лишенной всякого удобства, в приюте бессловесных, должен был родиться Тот, Который есть Царь царствующих и Господь господствующих, Тот, Которого ангел Божий возвестил Его Матери, как Святого, Сына Божия, Спасителя и наследника вечного престола.
Между тем Сын Божий, сущий на небесах, почивает в яслях! На земле, покрытой грехами и беззакониями, не было места для Владыки и Творца мира, когда он принял на Себя образ человеческий, чтобы спасти человека. Но праведники Божии понесли стеснённость своего положения со смирением и нисколько не поколебались от неё в вере своей Божьим обетованиям и ангельскому предсказанию. Они здесь самым делом уверились в том, что если архангел предсказал об Иисусе Христе: воцарится в дому Иаковли вовеки и царствию Его не будет конца (Лук.1:33), то царство это не есть от мира сего. При такой-то убогой обстановке, в таком-то помещении Пресвятая Дева, в полночь 25 декабря, тепле Богу молящася, и вся в Боге Богомыслием бывша, и того желанием горящи, Господа нашего Иисуса Христа роди.
Самое рождение Божественного младенца отличалось дивными особенностями. Как непорочно зачала святая Дева, так же непорочно было Её разрешение; без сторонней помощи в веселии духа Сама приняла на свои руки Божественного младенца и повит Его, положи Его в яслех (Лк.2:7), – Сама своему рождению благоговейно служит, возлюбленный плод свой пеленает и кладёт в ясли и все это радостно, без всякой скорби и естественной немощи. Она же первая преклонила колена перед Иисусом Христом, своим Божественным Сыном, изливая благодарность за великую милость, что удостоил Он Её быть своей возлюбленной матерью, воздавая Ему честь, как Царю своему и Богу.
С трепетом и в благоговейном безмолвии пал на колена и Иосиф пред Матерью Господа и Сыном Её Богом нашим. В радостном изумлении созерцал он таинство странное и преславное, и познавал непреложно, что Её Сын воистину от Духа Святого. Завеса таинственности, сокрывшая от очей мира колыбель Богочеловека, осталась вполне неприкосновенной. Никто не обратил своего внимания на это величайшее событие во всемирной истории, прошло оно незамеченным, как самое обыкновенное явление. Людской мир ничего не знал о случившемся и, исполненный заботами о нескончаемой злобе дня, погружён был в глубокой нравственный и физический сон. Только ангелы Божии окружали ясли, как престол херувимский и, взирая на лежащего в них Владыку, в вертепе видели небо.
В долине Вифлеемской, там, где некогда Руфь собирала колосья для своего дневного пропитания, а Давид, праотец Христа по плоти, пас стада и слагал свои вдохновенные песни, в ночь Рождества Христова бодрствовали здесь пастыри и держали стражу у стада своего, охраняя его от волков и разбойников. Это было в такое время года, когда благорастворенный воздух позволял иногда стражам бессловесных стад не возвращаться со своими пасомыми в город на ночь. Без сомнения то была одна из тех восточных ночей, когда небо говорило лишь о милосердии Божием. В такую-то ночь Вифлеемские пастыри первые удостоились получить великую весть о явлении в мир утехи Израилевой. Это чаяние Утехи не чуждо было и их. Они были люди простые, чисто и свято хранили непорочность своего сердца, проникнуты были общим ожиданием Мессии. Среди уединения ночного, при блеске далёких звезд небосклона они переносили свои глубокие думы к грядущему Спасителю мира. Вдруг среди такого ночного безмолвия, когда пастухи по обыкновению сторожат стада, сидя вокруг пылающих костров, внезапно осиял их яркий свет с небес. Они, испуганные, встрепенулись и увидели пред собой Ангела Господня. Явление лучезарного небожителя среди полночного мрака, покрывавшего окрестности, привело пастырей в великий страх. «Не бойтеся, – сказал им Ангел, – се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спас, иже есть Христос Господь во граде Давида» (Лук.2:10,11). Идите туда, и там вы найдёте Божественного младенца. Обрадованные пастыри могли думать теперь: где же нам найти родившегося во граде Давидове, наполненном множеством людей? Ангел предупредил их мысль и, как бы в ответ на их раздумье, продолжал: обрящете младенца повита лежаща в яслех (Лук.2:12). Лишь только выслушали они эту необычайную весть и не успели ещё сколько-нибудь обсудить её своим простым разумом, как увидели новое знамение, подтвердившее только что сказанное им ангелом. Ночное небо с бесчисленными звёздами вдруг озарилось необычайным сиянием, в котором явилось многочисленное воинство небесное и раздалась торжественная ангельская песнь, прославлявшая божественными словами Господа Бога, воспевавшая сладостную песнь мира, возвещавшая вечную радость, благовествовавшая благословение Божие: «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение!» (Лук.2:14) Когда же умолкла песнь небесных воинств и, пораженные всем виденным и слышанным, пастыри пришли в себя, то они тотчас решили идти в Вифлеем, чтобы видеть, что именно случилось там и о чем возвестил им Господь. Прейдем до Вифлеема, сказали они друг другу, и увидим глагол сей бывший, его же Господь сказал нам (Лук.2:15). По пути зашли они в вертеп известный им, так как сюда пастыри пригоняли стада в ненастное время для ночлега, и здесь нашли Марию, Иосифа и Божественного младенца, уже повитого и лежащего в яслях, как и возвещено было им. В глубоком благоговении поверглись они пред ногами младенца Иисуса, первые поклонились Ему, составили первую свиту Царя душ, подобно тому, как ясли служили Ему первым троном. Поклонившись Господу, пастыри передали Иосифу и Марии все, что было им сказано о Божественном младенце. Для Божией Матери и Иосифа известно уже было то, что рассказывали им пастухи: они знали об этом ещё до рождения Иисуса Христа; свидетельство их служило им только подтверждением их вере и отрадной надежде – видеть в новорожденном обетованного Искупителя. Вот почему Пресвятая Дева сохранила все слова сии, слагая в сердце своем (Лк.2:19); для Её материнского сердца эти слова служили отраднейшим известием. Получивши радостную весть о явлении на земле Спасителя, пастухи проповедовали об этом всем, кому могли, славя и благодаря Бога за все, что слышали и видели, и как им сказано было.
Любимов Неофит, свящ.,Уфимские епархиальные ведомости. 1895.