Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 1964 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Возлюбленные во Христе братия и сестры, Святая Церковь ныне радостно воспоминает рождество честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Еще до его рождения о нем было предсказано, что он будет угоден Господу и будет Ему Предтечею, что он будет великим подвижником, вина и никакого другого хмельного напитка пить не будет; напротив, будет вести жизнь самую строгую, добродетельную. Таким и был Иоанн Креститель. Он был необыкновенно святой жизни человек; с ранних лет он поселился в пустыне, чтобы постом, молитвою, богомыслием приготовить себя к служению Богу и к проповеди о грядущем Мессии. Мысль о Боге и угождении Ему была постоянным его упражнением. Зато и прославил его Господь, Который назвал его ангелом и сказал, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, 11).
Несомненно, что в израильском народе были великие и святые мужи, как, например, праведный Авраам, которому Священное Писание усвояет наименование друга Божия, а апостол назвал его отцом верующих (Гал. 3, 7). Велик был пророк Моисей, который был верен во всем дому Божием (Чис. 12, 7); велик был и святой пророк и царь Давид, который был возлюблен Богом за его кротость и простоту сердца, велики были Илия, Исаия и другие пророки. Но святой Иоанн Предтеча был более всех их. Чтобы убедиться в величии святого Предтечи, кратко посмотрим на всю его жизнь, и из этого откроется нам его благолепие.
Святой Иоанн родился от неплодной престарелой матери — праведной Елисаветы, что само собою уже указывало на необыкновенное рождение. О его рождении возвещает в храме праведному Захарии архангел Гавриил, говорит ему, что еще от чрева матери сын его исполнится Святого Духа и будет радостью и утешением не только для родителей, но и для многих, и, что самое важное, он будет велик пред Господом. Явление небесного вестника, его чудное благовестие смущают Захарию, и он колеблется в вере, за что наказывается немотствованием. Но вот исполняется время, рождается великий сын, и неплодная Елисавета благословляет Господа за то, что Он снял с нее поношение людское, и радость довершается тем, что уста у святого Захарии отверзаются, и он, исполненный Духа Святого, благословляет Господа и пророчествует о будущем великом служении своего сына. Такими событиями не сопровождалось рождение ни одного человека.
В юности святой Иоанн промыслом Божиим скрывается в пустыне, где проводит время в молитве, безмолвии и уединении, готовя себя к великому служению. Пустыня была для него училищем благочестия, и здесь он был велик. В пустыне он питался только акридами и диким медом, одевался в одежду из верблюжьего волоса, опоясывался кожаным поясом. Такою жизнью он приготовлялся к высокому своему служению.
Как только наступило время его проповеди и он услышал глагол Божий, зовущий его на служение, он исходит к Израилю с проповедью о грядущем Мессии. Святой архангел возвестил о нем, что он предъидет пред Господом в духе и силе Илии и обратит сердца отцов к детям, чтобы приготовить Господу народ совершенный (Лк. 1, 17). Эти слова святого архангела в точности исполнились. Святой Иоанн выступил к израильскому народу в качестве учителя с такою святою ревностью и с таким самоотвержением, какие может показать только человек, возвысившийся над всеми человеческими слабостями и страстями. Его слова настолько были сильны, что потрясали многочисленных слушателей до глубины души, и все готовы были принять его за обетованного Мессию. Но не о своей славе заботился он. Святой Иоанн пришел к израильскому народу для того, чтобы приготовить его к принятию грядущего Мессии: «Аз глас вопиющаго в пустыни: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему» (Ин. 1, 23. Мф. 3, 3).
Покаяние и вера в грядущего Мессию были главным предметом его проповеди, а крещение водою было печатью веры и покаяния. И к нему выходили жители Иерусалима, всей Иудеи и Иорданской страны, крестясь от него в Иордане, исповедуя грехи свои. Но вот наступает радостный исторический момент — приходит из Назарета к Иоанну Сам Господь наш Иисус Христос. Святой Иоанн по своему смирению возбраняет Ему от него креститься, говоря, «что мне надобно креститься от Тебя» (Мф. 3, 14). Но, повинуясь словам Владыки, Который сказал ему: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15), святой Иоанн допускает Его и своею десницею касается главы Господней, показуя при этом свое глубочайшее смирение. После этого он продолжает свою проповедь народу с призывом к покаянию и исправлению своей жизни, обличая людские пороки и беззакония. Он безбоязненно обличал гордых и надменных своим нравом фарисеев и саддукеев, называя их порождениями ехидниными (Мф. 3, 7), и его уста не смыкались до самой мученической кончины, когда он обличил нечестивого Ирода за его беззаконие, за что и подвергся усечению главы мечом. Лишь после этого сомкнулись уста праведника на земле, но они не сомкнулись в преисподней, где он благовествовал Бога, явльшагося плотию и вземлющаго грехи всего мира. Таков был святой Иоанн, Предтеча и Креститель Господа нашего Иисуса Христа.
Дорогие братия и сестры, празднуя сегодня славное Рождество святого Иоанна Предтечи, мы тем самым призываем его помолиться за нас, потому что он любит нас и имеет великое дерзновение пред престолом Божиим. Наша земная жизнь протекает в тяжелых условиях многоразличных искушений и бедствий, в борьбе с невидимыми и видимыми врагами, а поэтому нам всегда потребна помощь свыше. И нам необходимо почаще отрешаться от своих земных уз и возноситься умом в мир горний, к душам праведным и святым, и от них просить себе помощи свыше. Чем чаще будем к ним возноситься, тем больше будем от них получать благодатную помощь и утешение. Помолимся к нему сейчас, чтобы он научил нас покаянию и исправлению жизни и чтобы путем покаяния нам спасительно перейти от земли на небо.
Святый Предтече и Крестителю Господень Иоанне, моли Бога о нас! Аминь.