Рождество Честного Славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. 1960 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
«Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя!» (Тропарь Рождества Иоанна Предтечи)
Дорогие братия и сестры, сегодня мы чтим память и радостно торжествуем славное Рождество великого Пророка Божия и Предтечи пришествия Христова славного Иоанна Крестителя. Сам Господь нас научает так почитать и прославлять святого Иоанна Предтечу, говоря, что из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11, И. Лк. 7, 28). Сегодняшний день — день его рождения, и послушаем, как повествует святое Евангелие о его рождении.
1960 лет тому назад на Святой Земле в двух часах пути от святого града Иерусалима, в горнем городе Хевроне жили благочестивые родители святого Иоанна Предтечи — Захария, священник иерусалимского храма, и Елисавета, жена его. Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных. Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию... досталось ему войти в храм Господень для каждения, а все множество народа молилось вне во время каждения, — тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного. Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него. Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются... и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их... И сказал Захария Ангелу: почему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя уже в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать... до того дня, как это сбудется, за то , что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время. Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме. Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем. А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой. После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
И вот Елисавете настало время родить сына. И услышали соседи и родственники ее, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею. В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему (что значит «благодать Господня»). И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога. И был страх на всех живущих вокруг них; и рассказывали обо всем этом по всей нагорной стране Иудейской. Все слышавшие положили это на сердце своем и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним. И Захария, отец его, исполнился Святаго Духа и пророчествовал, говоря: благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему... И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему... Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лк. 1, 6—14,16 , 18—25, 58—68, 76, 80).
Вот житие чудное святого человека Божия. Святой Иоанн был пророк Божий, Предтеча и Креститель Спасителя нашего Иисуса Христа. И эти достоинства были так велики, что он является одним из великих святых в Церкви Божией. Из рожденных женами нет никого более его. Рассмотрим подробнее, почему он более всех. Прежде всего святой Иоанн был не только святым мужем и пророком, но и Предтечею и Крестителем Господним. Эта особенность весьма отличает его от других ветхозаветных пророков и возвышает над ними. Другие пророки видели пришествие Христово только издалека и в тени, а поэтому и говорили о нем неясно, в символах и гаданиях, и умерли все, не удостоившись узреть предсказанного ими Мессию. Святой же Иоанн Креститель видел Его и беседовал с Ним лицом к лицу, а поэтому не предсказывал только, но и утвердительно свидетельствовал о явлении Его и даже сподобился чести совершить над Ним крещение, а чрез это как бы посвятить Его на великое служение человеческому роду. Таким образом, он был больше пророка, он был земной ангел Божий, которого Отец Небесный послал пред возлюбленным Своим Сыном приготовить путь Ему. Он был друг Сына Божия, которому было поручено возвестить людям о пришествии обетованного Мессии и приготовить их к принятию Его. Такой великой чести не имел ни один пророк, и это поставляет его выше всех рожденных женами.
Но Иоанн Креститель был велик не по одному только необычайному служению своему, но и по своему личному характеру и самой жизни. Святые евангелисты о нем говорят, что он вел такую строгую и святую жизнь, так пламенно любил правду и с таким самоотвержением возвещал ее людям, а вместе с тем был так скромен и смирен сердцем, что и в этом отношении его надо признать одним из величайших праведников. По свидетельству евангелистов, святой Иоанн с самого детства пребывал в пустынях, носил одежду из верблюжьего волоса и кожаный пояс, ел акриды и дикий мед, но и этой пищи употреблял очень мало, так что о нем говорили, что он не ест и не пьет. С такой изумительной строгостью жизни он соединял еще большую чистоту нрава, так что весь народ иудейский признавал его за великого праведника, иные же даже думали, не Христос ли он.
Другого подобного мужа не представляет история: все пророки хотя вели жизнь святую и воздержную, но не такую строгую, как Иоанн Креститель. Сам пророк Илия, в духе и силе которого он явился, был строгий подвижник, однако уступал святому Иоанну Предтече в подвижничестве и духовных совершенствах. Илия обитал в горах и при уединенных потоках, но история не говорит, чтобы он с детства и до смерти был пустынником, как Иоанн Креститель. Святой Илия вел постническую жизнь, довольствовался тем, что ему приносили вороны и уделяла бедная сарептская вдовица, имевшая только горсть муки и немного масла в кувшине, но он не питался одними акридами и диким медом, как Иоанн, а вкушал хлеб, масло и даже мясо. Святой Илия был муж высокой святости и великий ревнитель закона Божия, но его ревность, кажется, иногда выходила за пределы милосердия к согрешающим, потому Сам Бог умерял ее; напротив, Иоанн Креститель, при не меньшей ревности о Боге, всегда действовал с любовью, которая есть совокупность совершенства (Кол. 3, 14). Так что и в этом отношении он был больший из рожденных женами. Будучи сам величайшим праведником, святой Иоанн пламенно любил правду, ревностно проповедовал ее и смело, с полным самоотвержением обличал пороки людей. По всей окрестной Иорданской стране он проповедовал крещение покаяния во оставление грехов, и когда приходили к нему креститься грешники, то он смело делал им сильные обличения. Фарисеям и саддукеям, которые были лицемеры и коварные люди, он строго говорил: порождения ехиднины!.. Воинам говорил: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем. Мытарям говорил: ничего не требуйте более определенного вам (Лк. 3, 7,14,13). Он обличал не одних только фарисеев, воинов и мытарей, но весь народ иудейский и даже царей. Так, Ирода, который вступил в беззаконное сожительство с Иродиадою, святой Иоанн смело обличил, говоря: не должно тебе иметь жену брата твоего (Мк. 6, 18). И в этом случае он поступил с большим мужеством и самоотвержением, нежели кто-либо другой из пророков. Правда, пророк Самуил обличал Саула, Нафан — Давида, но эти обличения не вызывали такой злобы и опасения за последствия. Пророк Илия обличал Ахава и Иезавель, но он же, убоявшись злобной Иезавели, убежал в пустыню. Святой же Иоанн не убоялся гнева страшных врагов, не скрылся в пустыню, но мужественно перенес темничное заключение и мученическую кончину.
С геройским мужеством в исповедании правды святой Иоанн Креститель соединял великое смирение, которое составляет знак его духовного величия. Смирение — для всех людей очень трудная добродетель, потому что у всякого человека много врожденного самолюбия; в особенности же оно неудобовместимо для тех, кои имеют в себе много достоинств и поставляются в такие обстоятельства, которые располагают их к превозношению. Поэтому, если кто из сих людей победит в себе дух гордыни и будет тем более смиряться, чем более представляется ему побуждений к превозношению, тот чрез это самое покажет, что он нравственно велик. Таков поистине был святой Иоанн Креститель. Высокие его добродетели, необыкновенная жизнь, строго правдивый характер и торжественное побуждение всех к покаянию обратили на него всеобщее внимание и доставили ему такое уважение, что все считали его великим пророком, а многие готовы были признать его за Мессию и поэтому посылали к нему почетное посольство, чтобы узнать, кто он такой и откуда он. Стоило бы ему только сказать одно слово или дать намек на то, что он действительно тот, за кого они его считают, как он был бы торжественно провозглашен Мессиею. Какое искушение для него! Но смиренный Иоанн не желал восхищать чести, ему не принадлежащей, поэтому он объявил прямо и решительно, что он не Христос, что он даже не достоин развязать ремень обуви у Мессии. Такое же смирение он показал, когда Господь Иисус Христос пришел креститься от него. Иной бы с радостью воспользовался случаем и беспрекословно крестил бы Господа, чтобы чрез это возвысить свое достоинство в глазах окружающего народа. Но смиренный Иоанн поступил не так, он удерживал Господа от крещения, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? (Мф. 3, 14). Ты Владыко мой, а я раб Твой». И, вероятно, святой Иоанн никогда бы не решился возложить десницы своей на главу Иисуса Христа, если бы Он ему не сказал: «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду» (Мф. 3, 15). Только долг правды и повиновения заставил его совершить то, на что он никогда бы по своему смирению не решился. Подобный пример умилительного смирения показал он и в другом случае, когда ученики его возвестили ему, что Иисус Христос крестит, подобно ему, и все к Нему, оставляя Иоанна, идут. Что же, оскорбился ли при этом он уменьшением славы своей в народе? Нет, он лишь объяснил ученикам, что Христос — Мессия, а он только послан пред Ним. Христос есть Жених, а он друг Жениха и поэтому радуется успеху в деле Его проповеди и спасения. Ему должно расти, а мне умаляться (Ин. 3, 30). Такого смирения не найти в ветхозаветных праведниках.
Какое же назидание мы извлечем для себя, дорогие братия и сестры? Очень большое и разнообразное. Прежде всего, если святой Иоанн — великий пророк и друг Божий, то мы и должны его чтить с особенным благоговением и похвалой. Во-вторых, должны по своим силам подражать его добродетели и добрым качествам. Наконец, должны прибегать к нему с молитвой в наших нуждах с твердым упованием, что он подаст нам потребную помощь, ибо Предтеча Христов, бывши близким к Богу на земле, стал еще ближе к Нему на небе и, без сомнения, сильно ходатайствует пред Ним за нас по святой любви, которая свойственна всем праведникам. Поэтому вознесем к нему свои молитвы о здравии и спасении нашем, чтобы он научил нас покаянию. Празднуя память его, поревнуем его примеру жить в святости, да обрящем благодать и милость у Бога молитвами сего великого праведника. Аминь.