«Россия в проказе»: слово, сказанное при служении литургии в Николо-Воробинском храме г. Москвы (на Воронцовом поле) 1918 г.
Возлюбленные братие, вы только что выслушали в евангельском чтении повествование о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил десять прокаженных мужей.
Проказа – ужасная, тяжкая болезнь, часто встречающаяся на Востоке. Тело больного покрывается язвами и струпьями, кожа лопается и гноится, члены по частям отпадают (см.: Иов.7:5), и всё это длится по целым годам! Страдальцы ждут смерти, и нет ее, и обрадовались бы до восторга, если бы нашли гроб (см.: Иов.3:21–22). Прокаженного все чуждаются, близкие покидают, и знакомые забывают его, гнушаются те, которые раньше любили его (см.: Иов.19:13, 19).
Эти мучительные переживания прокаженных невольно напоминают собой то ужасное состояние, в котором находится ныне наша дорогая Родина, страдалица Россия.
Всё тело ее покрыто язвами и струнами, чахнет она от голода, истекает кровью от междоусобной брани. И как у прокаженного, отпадают части ее – Малороссия, Польша, Литва, Финляндия, и скоро от великой и могучей России останется только одна тень, жалкое имя. «Как сокрушен жезл силы, посох славы!« (Иер. 48:17). «Великий между народами, князь над областями сделался данником. Горько плачет он ночью, и слезы его на ланитах его. Нет у него утешителя из всех, любивших его» (Плач1:1–2). Как прокаженный, Родина наша покрылась стыдом и стала посмеянием и ужасом для всех окружающих ее (см.: Иер. 48:39)! Вы, конечно, читали сообщение о том, как иногда за границей наши союзники при появлении русских в общественных местах спешат уйти от наших соотечественников, как бы от заразы. И мы сами у себя дома нередко отмежевываемся от тех, кого еще недавно считали своими защитниками и на кого взирали с гордостью и упованием. Так происходит «переоценка ценностей», столь для нас плачевная!
Где же выход из современного печального положения нашего? Всё чаще и чаще раздаются голоса благомыслящих людей, что «только чудо может спасти Россию». Верно слово и всякого приятия достойно, что силен Бог спасти погибающую Родину нашу. Но достойны ли мы этой милости Божией – того, чтобы над нами было сотворено чудо? Из святого Евангелия мы знаем, что Христос Спаситель в иных местах не творил чудес «за неверство» жителей (Мф.13:58), и, с другой стороны, Господь, предуказуя ученикам Своим грядущие бедствия – войны, глады, моры, землетрясения, изрек, что избранных ради прекратятся эти тяжелые дни (см.: Мф.24:22). Есть ли среди нас, братие, хотя бы немногие праведные мужи, ради коих Господь милует народы? То ведает один Бог! А мы, подобно евангельским прокаженным, став издалеча, вознесем глас, глаголюще: «Иисусе Наставниче, помилуй ны» (см.: Лк.17:12–13). «Да не взыщеши дел, оправдающих нас. Аще бо праведника спасеши, ничтоже велие; и аще чистаго помилуеши, ничтоже дивно: достойны бо суть милости Твоея, но на нас грешных удиви милость Твою» (из вечерних молитв) и «спаси ны, прежде даже до конца не погибнем».
Патриарх Тихон
Следственное дело С. 812.