Роль ап. Павла в становлении Римской Церкви
В начале шестидесятых годов с Римом была связана деятельность ап. Павла. Из Деян. (Деян.28:17–29) вытекает, что в самом начале его двухлетнего пребывания в Риме у него произошёл разрыв с римскими иудеями. Порывая с иудеями, он знал, что его услышат язычники (Деян.28:28). Совершенно ясно, что его двухлетняя проповедническая работа (Деян.28:30–31) могла быть сосредоточена только в языческой среде. Если и до прибытия ап. Павла в Римской Церкви элементы языческого происхождения преобладали над элементами иудейскими, то в результате работы ап. Павла в Риме это соотношение должно было ещё более измениться в пользу христиан из язычников. Одновременно должно было возрасти и влияние Римской Церкви в христианском мире. Находясь в Риме, Павел сносился с другими Церквами. Эти сношения выразились в Посланиях, которые ап. Павел посылал из Рима. Через него Римская Церковь входила в связь с другими христианскими общинами (ср., напр., Фил.4:21–22). Но, кроме общения письменного, было и личное. Если ап. Павел предпринял путешествие в Испанию, то его исходной точкой был, несомненно, Рим. Через ап. Павла оказались связанными с Римом и другие Церкви – в восточной части Средиземноморского бассейна, – которые ап. Павел посетил после своего освобождения из уз. Благодаря ап. Павлу, Римской Церкви выпала доля стать центром дальнейшего излучения благовестия Христова.