Роль ап. Иакова в иерусалимской общине
Как уже было указано, в Деян. Иаков в первый раз назван по имени в Деян.12:17. Покидая Иерусалим, Пётр дает поручение осведомить Иакова и братьев. Выше было высказано предположение, что это осведомление может означать возложение на Иакова тех полномочий, которые принадлежали Петру. Но даже при таком понимании распоряжения Петра необходимо допустить, что Иакову и до того принадлежало выдающееся положение в Иерусалимской Церкви. Это вытекает не только из самого факта поручения, но и из упоминания Иакова в Гал.1:19. То посещение Иерусалима ап. Павлом, которое он при этом имеет в виду, отмечено в Деян. в гл. 9 (Деян.9:26–30). В это время предстоятелем Церкви был ещё Петр, и Павел ходил в Иерусалим, чтобы познакомиться с Петром (ср. Гал.1:18). Если он упоминает и Иакова, значит, Иакову, наряду с апостолами, уже принадлежало выдающееся положение. В третий период апостольского века это положение стало единственным. Если христианская Церковь когда-либо имела иерархического главу, то она его имела в лице Иакова. Тем не менее называть его первым Иерусалимским епископом, как это очень часто делается, не следует. Впервые он называется епископом (даже «епископом епископов») в апокрифических писаниях, носящих имя Климента Римского (начало III в.). А Евсевий Кесарийский приводит (Ц. и. II, 1) рассказ Климента Александрийского о том, как Пётр, Иаков и Иоанн поставили Иакова, брата Господня, епископом Иерусалимским после Вознесения. Однако то, что только что было сказано о неустановленности терминологии степеней священства в апостольский век, неизбежно распространяется и на «епископство» Иакова. По существу, его положение как первоиерарха христианского мира было, конечно, положение епископа в историческом смысле этого термина. На соборе он предложил решение (ср. Деян.15:13–21 и сл.) как председатель, и Павел, по возвращении из третьего путешествия, пришёл к нему (Деян.21:18).
Характеристика Иакова, брата Господня, дошла до нас в свидетельстве Игисиппа (или Эгезиппа в установившемся на Западе произношении), сохранённом Евсевием (Ц. и. II, 23). Отличая его как Иакова Праведного от других одноимённых представителей первого христианского поколения, Игисипп даёт образ человека, не пившего вина, не брившего волос, не разрешавшего себе помазания елеем... По его сведениям, Иаков непрерывно в храме молился за народ, и от этих коленопреклоненных молений его кожа на коленях стала грубой, как у верблюда. Многое в свидетельстве Игисиппа представляется невероятным и потому недостоверным. Так, совершенно не представимо, чтобы Иакову был открыт доступ в Святое Святых. Вызывают недоумение и некоторые другие черты. Те, которые приведены выше, изображают Иакова как человека, давшего пожизненный обет назорейства (ср. Числ.6:1–21, в котором назорейский обет ограничивается известным сроком). Эти черты иудейского аскета позволяют говорить об Иакове как о классическом представителе церковного иудеохристианства.
Мы ещё раз встретимся с Иерусалимской Церковью и её предстоятелем Иаковом, когда дойдём до конца третьего периода истории апостольского века.