Речи в Свято-Тихоновском монастыре при пострижении иноков Антония и Серафима, 1906 г.

Речи в Свято-Тихоновском монастыре при пострижении иноков Антония и Серафима, 1906 г.

Приветствую тебя, возлюбленный брат Антоний, со вступлением на путь иноческого жития! Радуюсь за тебя, ибо днесь исполнилось хотение сердца твоего: несколько лет уже, как ты желанием возжелал быти монах и всеми силами стремился к достижению сей святой цели.

Правда, иные осудят тебя за сие и скажут, что напрасно ты загубил свою жизнь, да еще в такие молодые годы. Но да не смущается сердце твое словесами сими. Не то говорит слово Божие: Благо мужу, иже вземь ярем от юности своей. Любяй душу свою, сказал Христос, погубит ю, а ненавидяй души своея в мире сем в живот вечный сохранит ю (Ин.12:25). Так и ты погубил душу свою для мира и его прелестей, но зато сохранил ее для жизни вечной и Царства Небесного, и о сем радуйся!

Радуйся и святая обитель наша, ибо в твоем лице она приобрела первого инока из своих же насельников, и о тебе мы можем сказать то же, что изрек Иаков, благословляя первого сына своего: Рувим, первенец мой, ты крепость моя и начало чад моих (Быт.49:3). И ты, брат, первенец нашей обители, и уповаем, что будешь началом чад наших; что за тобою, по твоим стопам и примеру, пойдут и другие; молимся и уповаем, что будешь и крепостию нашей, и силой, и радованием, аще сохраниши, яже обещал еси днесь, а о сем последнем и надлежит тебе паче всего прилежати. Ныне ты вчинен лику иноков, но не думай, что с пострижением и с наименованием тебя иноком ты уже и на деле стал иноком. Нет – этим только положено начало делу, – днесь спасения твоего главизна. В наставлениях, сейчас читанных, ты слышал, что надлежит делать тому, кто хочет быть иноком. Аще хощеши инок быти, прежде всех очисти себе от всякия скверны, стяжи смиренномудрие, послушание, отложи житейскаго обычая дерзость, безроптив буди, в молитвах терпелив, во бдении не леностив, молитвами и постом подобает ти умолити Бога. Видишь, брат, какое обширное поприще предстоит тебе пройти, и днесь ты делаешь по нему только первые шаги.

Итак, с Божией помощью, о укрепляющем тя Иисусе, шествуй по избранному тобой пути. Задняя убо забывая, в предняя простирайся, со усердием гони к почести вышняго звания Божия о Христе Иисусе (Флп.3:13–14). Да послужит тебе примером в сем святом делании твой новый покровитель, преподобный Антоний Печерский. Он, так же как и ты, от юности стремился к иноческому житию и постриг восприял, как и ты, во стране чуждой, вдали от родины своей. Всем сердцем и всей душой желал бы я, чтобы сходство между твоим покровителем и тобою было не по имени только, а и на деле, и не по началу жития лишь, а и по продолжению и славному концу его. Сие буди и буди! В благословение на сие прими от меня икону Божией Матери, возлюбившей иноков и способствующей им устроять житие во спасение.

***

Возлюбленный о Господе отец Серафим! Вчера юный твой собрат отец Антоний соделан монахом, а днесь совершилось твое пострижение. Кто был очевидцем вчерашнего и сегодняшнего пострижения, тот может усмотреть разницу – не в чине, ибо он для всех одинаков, а в тех чувствах и впечатлениях, коими сопровождались оба пострижения. Вчера, быть может, иные жалели, что уходит в монахи молодой человек, которому могла улыбаться жизнь мирская; при сем уместно было и опасение, как снесет такое иго сей молодой инок, как устоит он против соблазнов и искушений. А о тебе, возлюбленный брат, иное. Ты уже глубокий старец, долго живший в мире и изведавший и горести, и радости его. Против пострижения лиц в твоем возрасте не бунтует даже и своевольный мир. Спокойно относимся и мы к твоему пострижению и спокойны за будущую судьбу твою. Тебя уже не соблазнит мир, ибо он уже потерял в твоих глазах прелесть; тебе не придется вести борьбу с плотскими страстями, ибо они давно уже умерли в тебе. И однако, брат мой, и при твоем пострижении, тех, кто тебя близко знает, не меньшее охватывает волнение, чем при вчерашнем.

Прости, если при сем кратко коснусь жизни твоей, дабы не тебе – ибо ты сам это знаешь, – а другим показать, как глубоко правдивы те слова, которые стоят в начале чина. Бог всем человеком хощет спастися (1Тим.2:4), но в жизни иных это особенно разительно сказывается. Так и с тобою. Ты был некогда священником, с видным положением, со связями, семейными радостями. Жизнь тебе, по-видимому, улыбалась, однако счастие твое, как и многих, оказалось недолговечным. Бог тебе послал испытание. Умерла юная жена твоя. Это удар великий, ибо вдовство священнослужителя не может быть утешено вторичной женитьбой. Но ты не уразумел тогда сего испытания. Быть может, Господь звал тебя в тот час ближе к Себе, звал на путь иночества, а ты возлюбил мир паче Бога и оказался вне священства.

Несомненно, уже вскоре после сего ты стал скорбеть о соделанном. Ибо не мог уже ты службу Божию приносите и входить в теснейшее единение со Христом. А затем тебя ожидало еще горшее: ты покинул родину с ее храмами и святынями и очутился в стране и городах, где их не было. Каково было пережить это тому, кто сам был служителем алтаря Божия, кто привык приметатися в дому Божию?! Думаю, что не раз ты горько плакал пред Господом и приносил Ему вздохи покаяния о попрании высоких обетов священства.

И вот Бог милосердный, зря твое покаяние, яко отец чадолюбивый снова приближает тебя к Себе. Сначала Он подал тебе утешение видеть храм в твоем граде и посещать в нем службы церковные; затем Он врачует тебя от болезни предстательством преподобного Серафима Саровского, имя которого тебе ныне дано. Недавно неожиданно для тебя Он отзывает в загробный мир спутницу твоей жизни, и ты снова свободен, но уже, конечно, не для мирской жизни, а для иной. И как раз в сии же дни у нас устрояется монастырь, где ты можешь отречься от мира и вступить в иной путь жизни. И вот на тебе днесь совершилось то, что могло совершиться 40–50 лет тому назад. И ты снова в чине духовном. Снова живешь во дворе Господнем. Снова участвуешь в чтении и пении. Снова проповедуешь слово Господне. Снова созерцаешь ежедневно красоту службы Божией! Снова Господь близ тебя, и ты близок Ему. Вот Он грядет к тебе в Своем лике, подаваемом в благословение тебе от моего недостоинства.

Возьми же Господа Твоего и отныне не оставляй Его, и Той восприимет, и обымет, и защитит тя, возлегая и восставая с тобою, услаждая и веселя сердце твое, сподобляя тя и части святых, во иночестве просиявших во веки. Аминь.



Наверх