Проповеди на праздники:


Речь в начале крестного хода с Дубовичской иконою Богоматери

Благословен Бог! Пречистая грядет посетить села и град торговли. Откуду сие бысть? Не страдалец ли отчизны, мученически умерший за край сей, испросил у Пречистой эту благодать? Слава милости небесной к нам грешным!

Пречистая грядет! Каковыми же надобно быть сопутствующим Ей!

На днях читал я в древнем житии пр. Павла Обнорского следующее. Один расслабленный, не один год, лежавший недвижимым, ночью призывал помощь небесную. Вдруг хижина его осветилась светом дневным. Входит Пречистая; от лица Её исходили лучи солнечные, ризы Её блистали как бы молнией. Сзади Её шел в благоговении глубоком старец, держа рукою клобук, – пр. Павел. Такова слава Богоматери!

О! надобно быть нам благоговейными более, чем пр. Павлу, пред Пречистою.

Не хочется мне думать, чтобы Пречистой не захотели сопутствовать очень многие. Желаю и того, чтобы сопутствовали достойно.

Как же это может быть? Пусть каждый испытывает свою совесть, каков он есть и каковым должен быть.

Знатен ли кто или богат, в чинах или на дороге к чинам и деньгам, об этом не место мечтать. Пред небом земное величие – ничтожно; там требуют других преимуществ; там Лазарь, покрытый струпьями и лохмотьями, принимается ангелами. Мало того, – туда богатым и славным трудно и попасть. Отчего? Счастье земное редко не ослепляет людей гордостью и часто уклоняет их на пути порока и неправды. Много надобно борьбы и подвигов, много слез и строгости к себе, чтобы наслаждаясь многим здесь иметь еще, что получить и там. Такова доля земной знатности! Не для чего выставлять ее на показ пред Пречистою, разве только с тем, чтобы поплакать о ней.

Кто бы ты ни был сопутствующий, надобно тебе быть христианином. Дело не отменимое ни для кого и ни для чего, дело важное пред лицом неба и самое необходимое для нас. Так возвестили нам пророки и апостолы, – посланники неба! Так сказал сам Сын Божий! Итак, испытывай себя, христианин ли ты?

Чего требует от нас христианство? Оно требует, чтобы содержали мы веру правую в Христа Иисуса, какая открыта нам в слове Божием и предании церкви. Знаешь ли ты святую веру? «Мы люди темные, говорят, – откуда нам знать веру?» Как? называют себя людьми темными, а заботятся ли о том, чтобы не быть темными? Ходишь ли ты в храм Божий? Если бы ты усердно посещал храм Божий и не пропускал мимо ушей и души, что читают и поют в храме, ты многое узнал бы там о вере. Не нужного для вечного спасения души ты много знаешь, – не правда ли? Не смотря ни на какие помехи дел житейских, ты слушаешь рассказы людей развратных, слушаешь бабьи басни и вымыслы воображения нечистого, а слушать, что читают и поют в храме Божием, у тебя нет ни времени, ни охоты. О! плачьте пред царицею небесною о вашей беспечности относительно святой веры. Государь побуждает священников учить детей ваших, чтобы они не были людьми темными, как вы. Помогаете ли вы священникам учить детей? Нет и дома, где бы учить детей и – вы о том не заботитесь, как будто идет дело не о ваших детях. Именем Господа прошу вас – не отягчайте совести вашей таким нерадением, твердо знайте, что вы будете отвечать на суде Божием и за ваше невежество, и за невежество детей ваших.

Чего требует от нас христианство? Требует, чтобы мы жили в чистоте и целомудрии, в трезвости и воздержании, чтобы были кротки и покорны властям, незлобивы и снисходительны к ближнему. Звание христианина требует, чтобы мы не только не давали воли над собою страстям, но отсекали в себе и желания худые и мысли порочные в самом их начале. Звание христианина требует, чтобы не только не брали мы чужого, не только не обижали соседа, но уступали и свое в молчании кроткой любви. Звание христианина требует, чтобы мы жили не для себя, а для славы имени Божия, славили и благодарили Господа за Его благодеяния, посвящая Ему и время, и плоды трудов наших.

Осмотритесь же, христиане ли вы? Исполняете ли вы, чего требует высокое звание христианина? Кротки ли вы? Целомудренны ли? Простодушны ли, как дети, или коварны и злопамятны? Отвечайте себе на то пред царицею небесною. Отвечайте, употребляете ли вы не седьмую, а сотую долю жизни вашей в славу имени Божия, на приготовление себя к вечности, на покаяние в грехах?

Если ты будешь радоваться пред царицею небесною за освобождение от быта крепостного, благодарить небо за облегчение земной доля, – дело христианское! И о, если бы живо чувствовали величие благодеяния, дарованного благостью царя и любовью христианскую! Но помните, что христианином может быть и раб, сколько прославленных страдальцев веры было не только из числа рабов, но еще рабов, обремененных оковами и терпевших кровавые истязания! Напротив, если пользующийся телесною свободою проводит время в лености и праздности, в пьянстве и разврате, в своеволии и буйстве, христианин ли он? О страшная ждет его участь за посрамление в себе имени христианского.

Помните это. Вы можете не выполнять требований христианства. можете жить, как хотите, вовсе не по-христиански. Церковь, не так как мир, не принуждает никого к добродетели, не гонит никто насильно в царство небесное. Пастырь по долгу своему напоминает вам о ваших обязанностях, обличительный голос евангелия звучит в ушах ваших. В вашей воле выполнять или не выполнять заповеди христианства. Но безумно думать, если думают, будто нам всегда позволят жить по своей воле. Царь небесный долготерпелив, но Он вечен, и мы бессмертны. С смертью кончится время долготерпения Божия и последует воздаяние правды. Горе тем, которые живут не по-христиански! Их ожидает вечное удаление во тьму кромешною, к адским полчищам сатаны, начальника противников воли Божией.

Пречистая грядет! Встрепенитесь. По примеру Сына Своего и Господа Она видит, как один приближается к ней с нечистотой плотскою, другой с душою жадною до корысти и кровавых обид – и всем дает лобызать пречистый лик Свой. Почему не мстит? Ожидает, как и Сын Ея, нашего покаяния и исправления. Кайтесь, кайтесь, пока есть время. Аминь.

Проповеди на праздники:

Наверх