Речь в день Святого Духа, после посвящения Преосвященного Павла, Епископа Костромского. 1830 г.
Общее торжество церкви во славу Святого Духа, се, соделалось для тебя в особенности торжеством Святого Духа.
Не слыхали мы ныне с небесе шума, яко носиму дыханию бурну, исполняющего храм; не видали языка, яко огненного, для тебя отделившегося, и седшего на тебя; потому ли, что чувства наши не довольно очищены для созерцания высоких откровений Духа, или потому, что Дух, в продолжении освятительного Своего действования, не имеет причины производить столь сильные потрясения, и являть столь поражающие знамения, каковые употребил в начале, чтобы, так сказать, проторгнуться в отлученное грехом, и заключенное от Бога, естество человеческое. Как бы то ни было: тем не менее мы знаем, что над тобою ныне, хотя не открыто, однако действительно, совершилось нечто подобное тому, что над Апостолами, «егда скончавахуся дние пятидесятницы» (Деян. II. 1). Ибо и при них, что в начале совершилось чудесным знамением бурного дыхания и огненных языков, то в последствии совершалось простым, но тем не менее таинственно действительным возложением рук. «Тогда», сказует книга их деяний, о уверовавших и крещенных в Самарии, «возложиша руце на ня, и прияша Духа Святаго» (Деян. VIII. 17). Так и ныне было на тебя дыхание Духа, во гласе единодушных молитв, которые Он вдохнул Богомудрым тайноводителям, и в которых еще дышет Он чрез нашу веру, даже и сквозь наше недостоинство. Сила Духа, которая Апостолов исполнила в час Его торжественного сошествия, и которая от них преливалась чрез тайнодейственное рукоположение, – та же, и тем же путем своего течения, коснулась и твоего духа, и положила в нем ту каплю небесного мира, ту Божественную искру, которую беречь и питать заботливо увещавает святой Апостол Павел рукоположенника своего Тимофея: «воспоминаю тебе, возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею» (2Тим. I. 6). Что сказано Тимофею: то да будет сказано и тебе, Боголюбезный Брат: ибо Павлово ли, или Андреево рукоположение передается в священноначалии отечества нашего, едино есть, во всяком случае, рукоположение Апостольское в церкви Апостольской.
Итак, «да возрадуется душа твоя о Господе» (Ис.61:10). «Возмогай во благодати» (2Тим.2:1). «Возгревай дар Божий живущий в тебе» (2Тим.1:6). «Да воинствуешь доброе воинство, имея веру и благую совесть» (1Тим.1:18–19). «Спостражди благовествованию Христову по силе Бога, спасшаго нас и призвавшаго званием святым, не по делом нашим, но по своему предложению и благодати, данней нам о Христе Иисусе прежде лет вечных» (2Тим.1:8–9). Но, празднуя для себя праздник Духа, не умедли обратить мысль твою на последующие за оным дни духовного делания. Против немощей и недостатков природы, одобряя себя надеждою на силу и избыточество благодати, умеряй дерзновение сей надежды благоговейным страхом не легких обязанностей возложенного ныне на тебя служения. То и другое принадлежит к законам и требованиям Духа.
Пророк Иезекииль, посвященный в сие служение величественным откровением, чувствовал себя в необычайном восторге. «Дух воздвиже мя, – повествует он о себе, – и взя мя, и поидох вознесен во устремлении духа моего, и рука Господня бысть на мне крепкая» (Иез. III. 14). Но что же потом? Вознесши его духом благодати, Господь вскоре смиряет его делом служения. Дав ему ощутить силу Духа, вскоре показует ему священное бремя, которое понести ему должно. «И бысть, – продолжает Пророк, – по седмих днех слово Господне ко мне, глаголя: сыне человечь, стража дах тя дому Израилеву» (Иез. 3:16–17). А на случай погибели беззаконника, или совратившегося праведника, не предостереженного нерадением Духовного стража, Господь присовокупляет: «крове... его от руки твоея взыщу» (Иез. 3:18).
Не могши ни предвидеть, ни ожидать, продолжится ли духовный восторг твой до семи дней, не медлю я сказать тебе участник служения, так же и для меня, как для тебя, страшного, что и тебя стража дал есть Господь дому церкви Своея; и потому, если какая душа, искупленная кровию Христовою, не сохранится на пути спасения, и не обратится с пути погибели, по твоему нерадению, кровь ее от руки твоей взыщется тем строже, что была она искуплена кровию бесценною.
Сей предварительный глас нелицеприятного суда Божия да будет тебе, освященный страж дома Божия, и стражем совести твоей, и возбудителем твоей деятельности. Стреги стадо Божие бдительно; руководствуй оное деятельно и верно: да не кровь овец Господних от тебя взыщется, но да и «твою душу избавиши» (Иез. 3:19), и их множайших души спасеши.
С сим желанием и упованием вручаем тебе, после прочих, последнее знамение пастырства, жезл пастырский. Употребляй и сие, как прочее, по закону духа, по образу царствия Христова. Пророк, созерцая Пастыреначальника нашего воцаряющимся, говорит: «жезл силы послет ти Господь от Сиона» (Пс.109:2); но когда видит Его действительно царствующим, тогда приписывает ему не силу низлагающую или поражающую, а правость, привлекающую к Нему в послушание добровольное: «жезл правости, жезл царствия Твоего» (Пс.44:7). По сему образу Пастыреначальника и ты, прияв жезл начальственный, тщися действовать не столько жезлом власти, сколько жезлом правости, да убеждение в правости твоих намерений, слов и деяний соделает власть твою не тяжкою, но любезною; да будет жезл твой, как жезл Господень, «утешением» (Пс. 22:4) пасомых. Аминь.
* * *
* Печатается с рукописи, обязательно доставленной нам Священником Петропавловского женского Монастыря в городе Юрьеве Владим. Губ., Павлом Назарьевским.
Источник: Творения. Слова и речи : в 5 т. / свт. Филарет митр. Московский. - [Репр. изд.]. - Москва : Новоспасский монастырь, 2003-2007. / Т. 1: 1803-1821 гг. – 2003. – IV, 299, III с.; Т. 2: 1821-1826 гг. – 2005. – I, 426, IV с.; Т. 3: 1826-1836 гг. – 2006. – I, 480, V с.; Т. 4: 1836-1848 гг. - 2007. - 8, 635, VII с.; Т. 5: 1849-1867 гг. – 2007. – I, 581, XII с.