Проповеди на праздники:


Речь в день празднования 75-летия Томской епархии

Наша епархия образована в 1834 году из Тобольской. Открытие ее промыслительным изволением Божиим связано с двумя знаменательными обстоятельствами. Первое – снабжение новой епархии принадлежностями архиерейского служения было возложено на Черниговскую епархию. Таким путем Томские архипастыри получили в наследство жезл святителя Феодосия. Второе – по времени с открытием епархии совпадает основание Алтайской миссии.

Епархия Томская занимала огромное пространство от океана до Семипалатинска и от Оби до Иркутска. Архипастыри Томские потому именовались сначала Томскими и Енисейскими, потом Семипалатинскими, затем Барнаульскими и ныне Алтайскими.

Обширность пространства епархии работу иерархов усложняла и затрудняла: при всем усердии к посещению церквей архипастыри не могли объехать не говорим сел – даже и главных округов ее.

Всего в Томске было десять епископов.

Первый епископ Агапит был пастырь добрый и старательный; он устроил помещение для епископа в мужском монастыре, отделал Благовещенский собор для архиерейских служений.

Второй епископ Афанасий – усердный проповедник и неустанный молитвенник, любитель народа и в то же время ученый человек.

Третий архипастырь Парфений – муж науки и видный проповедник; он выстроил большой дом для помещения архиереев, в нем – домовую церковь, лучшую в городе по тому времени, устроил Духовную семинарию и рачительно старался о поднятии просвещения епархии.

За Преосвященным Парфением следовали Порфирий, Виталий, Алексий, Платон. Но все они правили епархией не подолгу. Затем Преосвященный Петр. Он воспользовался случаем дешево приобрести настоящие здания для помещения преемников; отстроил сей святой храм, хотя в меньших размерах. При нем открылось первое викарианство в Бийске.

За Преосвященным Петром правил епархией Преосвященный Владимир, уже многим из здесь присутствующих известный пастырь. Он выстроил женское епархиальное училище. Последним епископом был тоже всем памятный Преосвященный Исаакий.

Обозревая их труды, мы должны призвать, что при всех неблагоприятных условиях для их трудов все они были непостыдными делателями на ниве Христовой. Какой же из этого извлечем урок для себя? Достаточно ли мы внимательны к своим обязанностям, полагаем ли свои силы на пользу Церкви? Этим вопросом и закончим свою речь.

Проповеди на праздники:

Наверх