Речь в день 25-летия основания Томского епархиального женского училища
Молитвенно испросив от Господа милости, мира, здравия и благопоспешения всем служащим и служившим в этом училище, а усопшим – вечного упокоения, я желал бы здесь начать ряд тех приветствий и благожеланий, какие, вероятно, будут высказаны после сего в своем месте.
Занятый мыслью о том, что можно было бы принести в дар этому училищу в ознаменование исполнившегося двадцатипятилетия его со дня открытия, я вспомнил о кресте, поднесенном мне членами Союза русского народа. Мне хотелось этот крест, как символ спасения и символ благожелательности, передать этому училищу для тех, кто был в числе первых радетелей о построении этих новых зданий для училища, первых тружеников при устроении таковых, кто омачивал камни и кирпичи при кладке стен его своими слезами. А слезы – лучший цемент для прочности здания. По словам нашего летописца, монастыри, выстроенные слезами основателей их, были крепче и долговечнее подобных, выстроенных княжеской казной или благотворительской сумой. Передавая этот крест училищной церкви, желаю, чтобы он служил с одной стороны священным памятником празднуемого сегодня события в жизни этого училища, с другой – назиданием и утешением для тех, кто идет за Божественным Крестоносцем, неся свой крест трудов и скорбей, кто испытывает в сердце боль, как от уколов терния, от той мучительной мысли, что эти труды и скорби не оцениваются по их достоинству. Взирая на этот крест, пусть помнят те, у кого на сердце болезненно отзывается неблагодарность людская, что Божественный Страдалец был вознесен на крест руками облагодетельствованных Им, руками тех, которые воздали Ему злая возблагая, за манну – желчь, за воду – оцет, вместо любви – распятие на кресте.
Если бы я закончил на этом речь мою, то меня справедливо могли бы упрекнуть за то, что в такой радостно-торжественный день говорено было только о кресте, как о символе страданий. Поэтому спешу перенести мою мысль и слова к радостной стороне настоящего торжества. Исполнилось двадцать пять лет существования этого училища. Если бы этот день был только воспоминанием о цепи дней, годов и событий обыденной жизни этого учреждения, то и тогда стоило бы за это благодарить Господа, как благодарим Его за каждый день, за каждый новый восход солнца, за каждое дело. Но это сцепление периодов в жизни училища было в то же время постепенным переходом его от одного возраста к другому, от добра к добру, было постоянным возрастанием его качественно и количественно по всем отраслям училищной жизни, начиная с умножения классов, увеличения состава учащих и учащихся и заканчивая внешним расширением, благоустроением и благоукрашением его зданий, составляющих украшение города и славу епархии. И кто был бы доволен к сему, если бы не Господь поспешествовал во всем Своей благодатью, немощная врачующей и оскудевающая восполняющей? Итак, Ему прежде всего да будет слава и благодарение! А потом честь и благодарность если не от настоящих, то от будущих поколений тем, кто так или иначе трудился для возрастания и преуспеяния этого учреждения. Да напишутся имена этих тружеников и тружениц в книгу жизни этого училища на память будущему поколению, – это здесь, на земле, а там, на небесах, да впишутся имена их в книгу вечности с теми, кому изречено будет от Божественного Домовладыки: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего (Мф.25:21).