Речь, сказанная при закладке новых зданий епархиального женского училища.
Кесарево кесарю, а Божие Богу. (Мф.22:21).
Наш город счастлив избытком учебных заведений. По целям своим одни из таковых предназначаются для удовлетворения потребностям государства, другие – для служения нуждам Церкви. Соответственно этому и средства получаются для устроения и содержания одних из государственной казны, для других – из сокровищницы Церкви. Государственная казна составляется из дани народной царю для государственных нужд, а в церковную сокровищницу поступают приношения того же православного народа в дар Богу, на потребы церковные.
Таким образом, дань царю для государства и употребляется на нужды государства, а приношения Богу для Церкви употребляются на нужды Церкви, и исполняется слово евангельское: кесарево кесарю, а Божие Богу.
Вещественные дары, приносимые верующими на потребности Церкви, естественно, находятся в распоряжении Церкви для удовлетворения ее разнообразных нужд. К таковым нуждам относятся: устроение и украшение храмов, пособие бедным и сиротам, остающимся на содержании Церкви, и наконец приготовление лиц для разнообразного служения Церкви. Одно из главнейших средств для приготовления таковых лиц есть воспитание юношества в духе церковном, в неуклонном исполнении уставов Церкви, в любви и преданности к ней, в готовности самоотверженно отдать себя на служение ей в том звании, какое будет указано им предержащей церковной властью или какое они сами изберут в духе послушания этой власти.
Епархиальное женское училище, для которого сегодня полагается начало устроения новых зданий взамен старых, оказавшихся неудобными и малопоместительными, имеет целью дать воспитание детям лиц, служащих Церкви, и приготовить из них будущих помощниц для служителей Церкви, жен, матерей, учительниц и воспитательниц.
Легко понять, зная задачи этого учебного заведения, почему воспитанницам его преподаются духовные науки в возможных для них широких размерах, почему дается им воспитание строго церковное, почему не должно быть у них допускаемо то, что допускается в подобных им светских учебных заведениях. Но так как этим будущим служительницам Церкви приведется вращаться в обществе не одного простого народа, но и среди образованного класса людей, то питомицам преподаются и общеобразовательные науки.
Как будущие хозяйки дома, они ознакомливаются здесь с правилами гигиены, обучаются разного рода рукоделиям; приучаются, по возможности, и к так называемому черному труду, дабы они научились относиться к нему с должным уважением. Как будущим учительницам и воспитательницам, им преподается и наука о воспитании.
Питомицам этого учреждения, воспитываемым и содержимым на средства Церкви и для служения Церкви, приличного их полу, грешно было бы уклоняться от этого служения, к которому они столь тщательно приготовляются. Но при этом представляется возможным вопрос: ужели после этого заслуживает порицания всякое уклонение от такого служения переходом на поприще деятельности в другую среду, которая мало соответствует духу Церкви?
Конечно нет. Если признано отцами и учителями Церкви, что возможно спасение во всяком звании и состоянии, то несомненно также и то, что, находясь во всяком звании и состоянии, можно не только оставаться верным правилам своего воспитания, но и там совершать служение Церкви. В наше время есть много людей, которые очень далеко стоят от Церкви: таковые обретаются не только среди простого невежественного народа, но и среди образованного класса. Проникнуть в эту среду и своим словом, а еще более – своей жизнью показать, что и здесь, оставаясь в светском звании, можно быть в то же время и добрыми христианами, и послушными чадами Церкви, было бы великой заслугой, великим служением Церкви для того, кто сумел бы исполнить это. Но тем, кто решился бы на служение такого рода, как бы на миссионерство среди язычествующих христиан, должно помнить, что им грозит опасность самим увлечься соблазнами той среды, в которую они желали бы внести свет истинного христианства, тот дух церковности, в котором они были воспитаны, и, таким образом, сделаться для одних посмешищем, а другим причинить великую печаль. Из этого усмотреть можно, что не всякая воспитанница духовной школы способна к сейчас сказанному великому миссионерскому служению среди общества людей, чуждых веры и Церкви, хотя и научно образованных и в приличиях света воспитанных, но способны только те, которые крепки верой, тверды в правилах церковно-христианской жизни. Только таковые пионерки христианского просвещения могут благонадежно совершать просветительное служение среди чуждой им среды и тем достигать той высокой цели, какая указана им воспитанием в духовной школе.
Епархиальное женское училище, приготовляя в таком духе воспитанниц, из которых одни пошли бы по выходе из заведения прямо к своей цели в звании хозяек дома, матерей, учительниц и воспитательниц, другие, более твердые, посвящали бы себя на миссионерское служение в среде светского общества: благоразумным уменьем приспособляться к его образу жизни и в то же время своей твердостью в правилах христианского воспитания и верностью уставам Церкви служить для них добрым назидательным примером, – это учебное заведение не только исполнило бы свою прямую задачу воздать Божие Богу, но и другую, не менее важную: оно воздало бы кесарево – кесарю, давая для государства столько полезных членов.
О, если бы Господь, по молитвам Церкви, помог этому учреждению исполнить столь высокое предназначение!