Проповеди на праздники:


Речь, сказанная на прощальном обеде в Общественном собрании в честь бывшего томского губернатора генерал-майора Асинкрита Асинкритовича Ломачевского

Ваше превосходительство, милостивые государи!

Припоминаю слова отца славянской азбуки святого Кирилла, когда он, оканчивая свое многоплодное просветительное служение среди славян, говорил своему брату, святителю Мефодию: «Трудились мы с тобою, как пара волов под ярмом, – вот я падаю среди поля на борозде». Это событие из жизни просветителей славян припомнилось мне по сходству его с тем положением, в какое Промыслом Божиим и высшею властью поставлены были высокочтимый Асинкрит Асинкритович и говорящий это вам покорнейший ваш слуга. В некотором смысле и мы трудились как пара волов на одном поле. Наше поле – этот обширнейший край, именуемый Томской губернией, с его тайгами, горами и долинами, с его разнохарактерными обитателями: на севере – остяк, вечный рыболов и зверолов; на юге – алтаец-кочевник, зверолов и скотовод; по большому тракту – сибиряк, всегдашний ямщик, не знавший ничего, кроме кнута и кабака; в глухой тайге – бегущий от людей якобы ревнитель старины, лицемер пред властями, оцеживающий комара и пожирающий верблюда, обижающий других и всегда считающий себя обиженным. Остальное население: ссыльный мариинский или каинский мещанин, старожил-сибиряк, с его холодностью религиозного чувства, с его косностью сельскохозяйственной жизни, с его крайним невежеством и вечной поговоркой: наши отцы так жили – и мы будем так же: отцы не знали грамоты, да жили, – проживем без грамоты и мы. К ним присоединился в последнее время новосел – переселенец из внутренних губерний Европейской России, с его беднотой, с его разнохарактерностью, а пожалуй – и с его неряшеством. На таком поле нам привелось работать под ярмом заботы о духовно-нравственном просвещении столь разнохарактерных обитателей края. Мы шли одной бороздой школьного дела. Смею думать, что работали мы без лукавства, неизменно идя друг с другом бок о бок: что один начинал, в том другой помогал или продолжал начатое. Благодаря этому работа наш а при Божием благословении шла небезуспешно. Школьное дело в Томской епархии стало выше в сравнении не только с сибирскими епархиями, но и со многими епархиями Европейской России. Количество школ особенно быстро стало возрастать с того времени, как Асинкрит Асинкритович сделал распоряжение чрез подведомственных ему лиц об открытии приготовительных школ под именем домашних, которые впоследствии причислены были к разряду школ грамоты. По статистике за 1898 год считалось школ грамоты в Томской епархии около семисот (693), с 15179 учащимися. В состав этих школ вошли только те, существование которых было удостоверено личным осмотром школьных наблюдателей. Не осмотренные ими школы, хотя действительно также существовавшие, остались не внесенными в статистическую таблицу, так что количество школ 1898 года оказалось меньше, чем сколько считалось их по статистике 1895–1896 годов: 1178 школ с 21221 учащимся, исключая церковно-приходские школы и министерские училища. Благодаря усердной и многоразличной поддержке со стороны Асинкрита Асинкритовича как почетного попечителя всех школ епархии, утвержденного в том звании высшей церковной властью, при неослабной заботливости школьной администрации новооткрытые школы постепенно стали возрастать и качественно: мы питали твердую надежду, что если школьное дело пойдет и дальше так, как оно шло доселе, то оно принесет очевидные для беспристрастного наблюдателя, обильные и прекрасные плоды.

Но вот, к крайнему сожалению, обстоятельства изменяются: наша пара разрознивается; один из нее сходит с борозды, ведомый на иное поле деятельности. Пред школьным делом готов стать вопрос: что будет с ним? Но и при этом мы не лишены надежды, что открытые школы и впредь не прекратят своего существования. Такую надежду мы основываем, между прочим, на том, что глубокоуважаемый Асинкрит Асинкритович не оставляет начатого им школьного дела: он изъявил свое желание и впредь не только считаться, но и быть действительно таким же попечителем школ, каковым был и доселе.

Молю Бога, да пошлет Он Свое благословение на дело рук наших, нашу сеятву, да принесет она обильный плод во славу Божию и во благо дорогого нам края. Дай Бог Асинкриту Асинкритовичу и на новом месте быть тем, чем он был и здесь, чтобы заботы его о духовно-нравственном просвещении обитателей вверенного ему края увенчались полным успехом, чтобы школьное дело и там началось, развилось и окончилось объединением разноверных и разноплеменных обитателей Тургайской области с русскою семьей на коренных началах русской народной жизни: единства веры, преданности царю и любви к одному общему отечеству.

Проповеди на праздники:

Наверх