Речь, произнесенная пред панихидой о царе-освободителе по случаю пятидесятилетнего юбилея освобождения крестьян от крепостной зависимости, 1911 г.
Мы уготовились помолиться об упокоении души царя-освободителя, даровавшего свободу от крепостной зависимости многим миллионам народа, совершившего много дел на благо этого народа и завершившего свое славное царствование мученическою смертью от крамольных рук.
Завтра, 19 февраля, русский народ от края до края земли будет торжественно праздновать пятидесятилетний юбилей той свободы, которую даровал ему этот блаженной памяти царь-освободитель.
Наш народ в своей исторической жизни получал свободу трехкратно.
Первая свобода дана была ему, когда царем Иоанном III разорвана была басма – грамота ханская в знак полного освобождения русского народа от двухсотлетнего ига монгольского.
Вторая свобода дарована была пятьдесят лет тому назад, 19 февраля, когда император Александр II освободил своих верноподданных от крепостной зависимости.
Третья свобода совершилась в наши последние дни. Это – свобода совести, свобода вероисповедания, свобода слова, свобода печати, свобода собраний и союзов.
Первая свобода – от ига монгольского – была в высшей степени плодотворна для русского народа. С этого времени начинается рост его религиозной, государственной и политической жизни.
Вторая свобода – от крепостной зависимости – вожделенна для получивших таковую и благотворна, как снятие оков с рук и ног узника. С этого дня начался свободный труд крестьянина, стремление его к просвещению чрез грамоту и науку и развитие среди его промыслов, ремесел и искусств. До крайности стесненный в землевладении, русский крестьянин, получив свободу, пошел искать новые места, двинулся на восток, туда, откуда он некогда двинулся на запад, и нашел обилие земель в Сибири, на новых землях Средней Азии и на Дальнем Востоке.
Что сказать о третьей свободе? Она так юна, так незрела, что говорить о ней рано. Доселе она, как незрелый плод, отзывается как бы оскоминой для вкушающих ее. Доселе мы видим почти только злоупотребление этой свободой и далеко не благотворное пользование ею. Не напрасно говорят некоторые, что дарованная свобода совести превращена в освобождение от совести; свобода слова обратилась в свободу злословия и сквернословия; веротерпимость – в гонение, унижение, поругание веры господствующего русского народа, в свободу для распространения лжеверия, лжеучения, раскола и сектантства. Свобода собраний сделала сии последние очагом заговоров против существующего порядка; свобода союзов служит благоприятной почвой для размножения союзов антицерковных, антигосударственных. Никогда русский народ с таким вредом для себя не пользовался дарованными ему свободами, как в последнее время, вследствие злоупотребления ими.
Но возвратимся к главному виновнику настоящего нашего молитвенного собрания – светлой личности достоблаженного царя-освободителя. Мы имеем основание со всею искренностью исполнить наш молитвенный долг об этом почившем царе-освободителе, царе-мученике, положившем душу свою за народ свой, да упокоит Господь дух его и причтет его к сонму мучеников. Помолимся также о упокоении душ сподвижников его по освобождению и благоустроению крестьян.
Вечная память царю-освободителю! Вечная память и сотрудникам его!