Проповеди на праздники:

Речь, произнесенная Его Преосвященством Преосвященнейшим Андроником, епископом Тихвинским, на общем собрании Новгородского Епархиального братства Святой Софии 17 февраля 1911 года

Речь, произнесенная Его Преосвященством Преосвященнейшим Андроником, епископом Тихвинским, на общем собрании Новгородского Епархиального братства Святой Софии 17 февраля 1911 года

Наше братство Святой Софии с Божией помощью просуществовало уже 25 лет, влагая свои посильные труды в дело религиозно-нравственного просвещения народа через школы, проповедь, беседы, чтения, книги, брошюры, листки и подобное. В те светлые времена, когда занималась только заря христианства, когда вера Христова засеменялась в душах людей среди гонений и мучений за нее, тогда всякий христианин был не только исповедником, но и проповедником этой дорогой для него, целой жизни стоящей ему, веры по Евангелию. Всякий христианин воодушевлен был самым горячим желанием, чтобы исповедуемая им и радующая его вера сделалась достоянием и радостью всех людей. Тогда у всех верующих было одно сердце и одна душа, по свидетельству книги Деяний Святых Апостолов (Деян. 4,32). В такую-то пору, когда всякий исповедник веры являлся и ее проповедником, Господь ежедневно прилагал к Церкви спасаемых от неверных иудеев и язычников (Деян. 2, 47). Тогда пастыри являлись с этой стороны главным образом вдохновителями и руководителями христиан как на личное всякого спасение, так и на обращение к Церкви неверующих.

Но прошли те времена. По грехам нашим оскудела вера христиан. Среди них появилось много не только слабоверных и плохих по жизни, но много и безразличных к вере, и даже отступников. А от указанного исповедничества и проповедничества веры на деле всяким христианином и следа не осталось. Миряне считают это делом и обязанностью пастырей или клира. Но забывают при этом, что от избытка сердца говорят уста (Мф. 12, 34), ибо сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению (Рим. 10, 10). Кто сам воодушевлен верой, в ком она горяча, кто сам преисполнен горячего желания душевного спасения и упования на вечную жизнь, тот не может того же не желать и для других, тот непременно будет проповедником того же и для всех. Посему в таком отклонении мирян от участия в явлении миру света Евангелия, в их легкой и постоянной готовности даже судить и обвинять пастырей в ослаблении веры в народе, во всех церковных неустройствах – во всем этом не сказывается ли их собственная теплохладность, их безразличие к делам веры? Не признак ли это того, что в них самих или потух, или слаб огонек веры, в них не живо и не ощутительно упование на вечную жизнь? Да, это несомненно так: безучастность мирян к делу проповеди есть несомненный признак и их собственной духовной холодности.

Такие учреждения, как наше Братство Святой Софии, и имеют своей задачей объединить в себе всех ревнителей евангельского благочестия. Это – малые дружины, исполненные ревности и усердия делом исповедывать и другим проповедовать Христово Евангелие жизни.

Особенно это весьма желательно в наше время, когда корабль церковный обуревается ветрами мира сего со всех сторон, когда отовсюду на веру Христову ополчаются ее враги, даже под личиной ревнителей именно веры и Евангелия. Наряду с этим ширится и множится падение жизни и нравов среди людей, маловерие, безверие и даже безбожие, на почве которых человек перестает быть человеком, а приближается к несмысленным животным. И это все проявляется среди людей – чад Божиих, Его кровью искупленных, водами Крещения омытых. Кто же, дорожащий своим спасением, уповающий на вечную жизнь, очами веры живущий за гробом, не исполнится жалости к таким людям, отметающимся благодати Господней. Кто же не пожелает посильно со своей стороны возвратить их к вере и к жизни по вере, возвративши грешника от ложного пути его (Иак. 5, 20).

И приди, брат мой, сюда под светлый покров Святой Софии Премудрости Божией. Вложи свое посильное участие в просветительное дело нашего Братства. Возгрей в себе дух ревности об общем спасении. Воодушевись на святое и для всякого верующего обязательное дело приведения ко Христу немощного брата, за которого умер Христос (1Кор. 8, 11). Да приведи в наше Братство и других, скучающих, как и ты, о падении веры в людях, об удалении от Христа в жизни, приводи их сюда, как Апостолы приводили один другого ко Христу! И ты явишься участником в той великой заповеди, какую Господь завещал Своим Святым Апостолам: шедше убо научите вся языки (Мф. 28, 19).

Проповеди на праздники:

Наверх