Речь при вступлении на архиерейскую кафедру епископа Алеутского и Аляскинского

Речь при вступлении на архиерейскую кафедру епископа Алеутского и Аляскинского

При настоящем первом пришествии моем к вам, возлюбленные братья, припоминаются мне слова, сказанные некогда Господом через пророка Осию: не Мой народ назову Моим народом и невозлюбленную возлюбленною (см. Ос.2:23). Слова эти относились к язычникам и означали то, что когда многие во Израиле, богоизбранном народе Божием, не познали Христа, тогда Господь открылся не вопрошавшим о Нем (см. Рим.10:20; Ис.65:1) и призвал в Церковь Свою язычников.

По неизреченной милости Божией в Церковь Христову были призваны и язычники, населявшие пределы Аляски и Алеутских островов. Они были оглашены и просвещены светом веры Христовой валаамскими иноками, которые первые здесь посеяли семена евангельского благовестия. После них святое дело их продолжали преемники – пастыри и архипастыри алеутские, а среди них – протоиерей Иоанн Вениаминов (впоследствии Иннокентий, митрополит Московский) и мой предшественник – преосвященный Николай, иже бысть муж силен словом и делом. Волею Божиею призван и аз недостойный к апостольскому служению здесь, и вот отныне и я не мой народ назову моим народом и невозлюбленную возлюбленною. Доселе мы были чужды друг другу и не видели один другого; отныне Самим Господом мы становимся в тесную связь, во взаимные отношения епископа к пастве и паствы к епископу. В святоотеческих писаниях отношения эти приравниваются к брачным, и епископ считается женихом, а паства – невестою его. И как муж любит жену свою до того, что оставляет отца своего и матерь и прилепляется к жене, сродняется и сживается с нею, так и епископ должен возлюбить свою паству; и как жена повинуется мужу, ибо он – глава ее и защитник, так и паства должна повиноваться своему епископу. Понимая так отношения епископа к пасомым и будучи обручен алеутской пастве, я покинул любезную родину, свою престарелую мать, близких и знаемых мне, милых сердцу моему, и отправился в страну далекую к вам, людям мне неведомым, для того чтобы вы отныне стали моим народом и моими возлюбленными. Отныне свои помыслы, свои заботы направляю на вас и на ваше благо, отныне свои силы и дарования посвящаю на служение вам. С любовью прихожу к вам, братья, – прошу и меня принять с любовью. Моя любовь будет выражаться в заботах и попечениях о вас, в служении вам; а ваша любовь должна проявляться в послушании мне, в доверии ко мне и в содействии мне.

Слово о содействии прежде всего направляю к ближайшим моим сотрудникам – пастырям Церкви Алеутской. В сию страну вступаю я впервые, мало зная ее. Вы же трудитесь здесь давно, раньше меня; многие из вас сроднились с нею, а иные и родились в ней. Уповаю, что в предстоящем служении моем вы окажете мне великую услугу своим знанием сего края и людей его, своим опытом, явитесь для меня воистину сотрудниками, мужами совета и разума.

О содействии и сотрудничестве мне прошу не только пастырей, но и всю мою паству возлюбленную. Церковь Христову святой апостол Павел мудро сравнивает с телом, а в теле не один член, но многие (см. 1Кор.12:14), и они имеют не одно и то же делание (см. Рим.12:4), но каждый свое: око – свое, рука – свое, и каждый член необходим и не может обойтись без другого, все они пекутся друг о друге, и нет распри в теле (см. 1Кор.12:21,25,26); так и вы, братья, тело Христово и уди отчасти (1Кор.12:27), и комуждо нас дадеся благодать по мере дарования Христова (Еф.4:7), дадеся к совершению святых, в дело служения, в созидание Тела Христова (Еф.4:12). Посему вы с истинною любовию возрастаете в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви (Еф.4:15–16). Еще святой Златоуст говорил: «Не слагайте все на духовных; вы и сами многое можете, вы знаете друг друга лучше нас». Посему и вы, братья, назидайте друг друга: вразумляйте безчинныя, утешайте малодушныя, заступайте немощныя, долготерпите ко всем; блюдите, да никтоже зла за зло кому воздаст, но всегда доброе гоните и друг ко другу и ко всем (1Сол.5:14–15). Бог же всякия благодати, призвавши вас в вечную Свою славу о Христе Иисусе, Той да совершит вы, да утвердит, да укрепит, да оснует. Тому слава и держава во веки веков. Аминь (1Пет.5:10–11).



Наверх