Речь при вручении жезла преосвященному Трифону (Туркестанову)

Речь при вручении жезла преосвященному Трифону (Туркестанову)

Преосвященный епископ Трифон!

Что сказать тебе в назидание, коего требует от меня сейчас и правило Церкви и долг архипастыря? Зная безпримерное усердие и любовь твою к проповеданию слова Божия, я хочу напомнить тебе те дорогия для каждого из нас, пастырей, слова, которыя некогда сказал Господь смущенному и боявшемуся за успех своей проповеди апостолу Павлу в Коринфе: Не бойся, но глаголи и да не умолкаеши, зане Аз есмь с тобою, и никто же приложит озлобити тя: зане людие суть Ми мнози во граде сем (Деян. 18, 9).

Если и такой муж силы, и такой герой веры, каким был апостол Павел, не был свободен от страха, когда получил божественное призвание проповедывать слово крестное в многолюдном, полном роскоши и богатства, языческом городе Коринфе; если и он, как сам говорит (1Кор. 2, 3), был в этом городе и в немощи, и в страсе, и в трепете мнозе, то что удивительнаго, если и ты, как сам поведал нам при своем наречении, принимаешь свое призвание к епископскому служению не без смущения и душевной тревоги.

Есть действительно в этом служении нечто такое, что может встревожить и самую неробкую душу. Правда, ты идешь на проповедь Евангелия не в языческий город, как апостол Павел, но в город христианский, издревле известный своим благочестием; но при настоящем брожении умов и религиозном разномыслии мало ли и в христианстве людей, мыслящих не по христиански, людей, которые премудрость Божию в тайне сокровенную почитают за глупость и безумие.

И кто не знает, какое тяжелое, какое смутное время переживает сейчас наша Церковь! Никогда на ниве Христовой не было столько плевел, как ныне. Никогда враг человеческого спасения – диавол не употреблял столько усилий к разрушению царства Божия на земле, как теперь. Никогда враги Церкви не ополчались на нее с таким ожесточением, как сейчас. Ратуя против ея опаснейшим из оружий, оружием развитой мысли и соответственного ей слова, они по всем направлениям изрыли область христианской веры, не оставив нетронутою ни одной из ея истин. Теперь разом мы имеем пред собою все заблуждения, какия когда-либо существовали и несколько таких, которыя, по крайней мере, в настоящем своем развитии, никогда еще не существовали. И этот всеотрицающий, всеколеблющий, всеразрушающий дух неверия и вольномыслия как язва, как смерть, – скажем словами Пророка, – усиливается проникнуть не только сквозь наши двери, но и сквозь окна и щели, и хочет, во что бы ни стало, все у нас переделать по своему. Много труда, самоотвержения и умственного напряжения нужно поэтому тому, кто правит слово истины; ему, поистине, нужно иметь тот ум Христов (1Кор. 2, 16), которым обладали Апостолы, пред словом которых преклонялась мудрость философов и легкомыслие толпы. Все это, конечно, не может не устрашать человека мыслящаго, вместе с именем епископа принимающого на себя обязанность проповедывать Евангелие, обличать и отражать ложь, защищать и охранять истину, ратоборствовать против сильных врагов и многочисленных опасностей и затруднений.

Но послушай, что говорит Господь Апостолу, а в лице его и тебе: не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою и никто не сделает тебе зла. Итак, ободрись и успокойся, возлюбленный собрат; ибо ты не одинок и не безпомощен: Верховный Пастыреначальник наш Христос дал тебе для этой борьбы всемощное слово Свое во уста твои и вседетельный дух в твое сердце. Так говори же и не умолкай, как неумолкаемо говорил ты и на прежних местах своего служения. Подкрепленный сегодня силою новой архиерейской благодати, облеченный в это духовное вооружение, сильное, по выражению слова Божия, на разорение твердем, смело становись на стражу веры и Церкви православной. Защищая ее от внешних и внутренних врагов, ни на минуту не изменяя ей в ея нравах и пользах и не жертвуя ими ни каким видам мира, чем бы ни старался он увлечь, обольстить или устрашить тебя. Зорко следи за вопросами времени, касающимися веры и Церкви и, не оставляя их на произвол мира, старайся в своем слове освещать их светом церковной идеи и науки. Не оставляй вне своего пастырского воздействия и те передовыя наши сословия, к которым ты так близко стоишь по своему происхождению, будучи костью от костей их и плотью от плоти их. Устремившись с жаром к научному образованию и уклонившись в направлении ума и жизни от света веры и спасительного руководства Церкви, они довольно вкусили горьких плодов от древа познания добра и зла и в лучшей своей части ищут врачевания. Имея постоянное общение с этим сословием, не упускай случая указывать им на возможность совмещения здравых научных познаний с искреннею верой, современных открытий и усовершенствований с вечными началами духовной жизни, удовольствий и наслаждений с добродетелью, труда и борьбы с миром и спокойствием сердца.

Конечно, в новом высоком положении тебя ожидают не одне только розы, придется увидеть, может-быть, немало и колючих шипов, наряду с радостями испытать немало скорбей и огорчений; но Господь, обещающий быть с тобою, поможет тебе перенести все это с терпением и мужеством, благоразумием и кротостию, как подобает истинному служителю Христа. Аз есмь с тобою, говорит Он, и никто же возможет озлобити тя.

Казалось бы, что этого обожания и достаточно для служителя Христова; но Господь не ограничивается этим; Он простирает Свое ободрение далее. Зане, говорит Он, людие суть Ми мнози во граде сем – у Меня много людей в этом городе. Замечательно, что когда Он говорил это о городе Коринфе, тогда в нем было только несколько душ верующих, остальные же все были язычники. Но Тот, всевидящее око Которого способно усматривать обильную жатву и там, где обыкновенный человеческий глаз ничего не видит кроме напрасного труда и безуспешности, Он усмотрел и в Коринфе обильную жатву – великую христианскую общину еще прежда, чем она основана была Апостолом. У Меня много людей, сказал Он, в этом городе. Да послужит это слово и тебе, возлюбленный собрат, ободрением и основанием для той светлой надежды, что и твой пастырский голос не будет заглушен на нашем шумном базаре столичной житейской суеты, но привлечет к себе многих слушателей, и что семя Божественного слова, которое будешь ты сеять, найдет для себя восприимчивую почву, взойдет во время свое и принесет плод свой.

Итак, прими этот пастырский жезл и води с ним вручаемое тебе словесное стадо на животворныя нивы словес Божиих и к источникам благодатных вод, текущих в живот вечный. Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою и никто не сделает тебе зла, ибо у Меня много людей в этом городе.

Источник: Речь Высокопреосвященного Владимира, митрополита Московского и Коломенскаго, при вручении жезла преосвященному Трифону 1-го июля 1901 года. / Церковные ведомости. Прибавления к Церковным ведомостям. 1901. № 29. С. 1017-1019.


Наверх