Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Приамурскому Иннокентию (Солодчину)
Преосвященный епископ Иннокентий!
Божественная благодать – для тебя, как немощная врачующая, а для предназначенного тебе места служения, как оскудевающая восполняющая, – возложением на главу твою богопреданных в Евангелии глаголов Живого Слова и священнодействующих рук архиерейства проручествовала, то есть низошла, и возвела тебя на высочайшую степень архиерейства для богоспасаемого града Благовещенска и иных градов Приамурской области. По обычаю, от древних времен до нас дошедшему, хиротонисующий преподает новопоставленному наставление, как он должен проходить воспринятое великое служение епископства. Сам нуждающийся в высшем руководстве для достойного прохождения столь великого и ответственного служения, приглашаю тебя, возлюбленный брат и сослужитель, стать пред богоносным учителем – Апостолом и выслушать наставление, преподанное им новорукоположенному им ученику, апостолу и епископу Тимофею: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (1Тим.4:14).
Не неради. Не считай ничтожным дарованного тебе, потому что это – великий дар Великого Бога; не подумай, что хиротония ничего не дала тебе такого, что стоило бы хранить. Нет: чрез руки хиротонисавших тебе сообщена благодать Святого Духа, имеющая пребывать с тобою, руководить тобою, действовать чрез тебя, чрез твои освященные руки, чрез твое слово, оживлять и просвещать твой дух, врачевать немощствующих, избирать и поставлять пресвитеров, диаконов и других низших членов клира для церковного служения.
Не неради о пребывающем в тебе даровании. Тебе дан талант – не закопай его в землю; тебе дан мнас – не заверни его в тряпку, чтобы без пользы хранить его, но умножай дарованное тебе (Лк.19:20). Каким образом?
Внемли чтению, утешению, учению (1Тим.4:13).
Внемли чтению – для себя: дома упражняйся в чтении. Внемли утешению – для отдельных лиц, нуждающихся в одобрении и возбуждении готовности и силы к доброделанию, для тех, у кого замечается упадок этого. Внемли учению – для всей паствы: приучайся говорить всенародно – в церковных и других подобных собраниях, где требуется пастырское слово.
Внемли чтению, утешению, учению. Чтение требует усидчивости и продолжительного времени, чтобы слово Христово вселялось богатно в самого пастыря (Кол.3:16). Это нужно для того, чтобы оно было для него указателем пути к нравственному совершенству, руководством для его пастырской деятельности и чтобы он мог быть готовым во всякое время износить из сокровищницы души своей для одних наставление, для других – утешение, для третьих – ободрение, а для иных – обличение.
Утешение требует особенного духовного настроения, которое бывает плодом духовного помазания и духовной опытности.
Учение требует не только большого запаса знаний, но и многой опытности, чтобы этими знаниями уметь распорядиться. Можно много знать, но не уметь преподать своего знания другим; можно уметь написать, но не уметь написанное сказать так, чтобы слово произвело на слушателей желаемое действие. Еще труднее говорить живым словом, непосредственно изливающимся из сердца, исполненного ведением, говорить приспособительно к данному времени, прилично и уместно. Не пренебрегая изяществом речи, проповеднику нужно заботиться о приобретении навыка более говорить простым словом даже о высоких предметах, нежели говорить иногда о простых вещах мудреною речью.
К сказанному апостольскому наставлению о внимании к чтению, утешению и учению приведем на память, возлюбленный брат, еще одно наставление того же Апостола, обращенное к Ефесским пресвитерам: внимайте себе и всему стаду (Деян.20:28).
Внимайте себе: вы поставлены на страже дома Божия – не предавайтесь беспечности и сну, но постоянно бодрствуйте, иначе можете погубить и себя, и вверенный вам дом Божий.
Внимайте себе: наблюдайте постоянно за чистотой своих мыслей, чувств, намерений и дел; освещайте себя светильником слова Божия, согревайте себя частою, непрестанною молитвою.
Но если бы вы, занявшись собою, вознерадели о вверенном вам стаде, то не исполнили бы своего долга, оказались бы виновными пред Пастыреначальником.
Итак, внимайте стаду, заботьтесь о всем стаде и о каждой овце. Водите стадо на пажити учения злачные, напоевайте его водами успокоения, текущими из источника благодати, охраняйте его от волков, могущих расхитить и погубить его. Внимайте и каждой овце: заблудшую отыщите, упавшую подымите, захромавшую перевяжите, зараженную отделите, но не оставляйте ее, а наипаче прилежите об уврачевании ее.
Как символ пастырского служения вручается тебе, Преосвященнейший брат, этот жезл. Приими его, да пасеши вверенную тебе паству. Послушающим тебя да будет он опорою, ограждением; для непокорливых употребляй сей же жезл, чтобы внушать им спасительный страх.
И для тебя самого да будет этот жезл жезлом силы и крепости, как жезл странника, жезлом опоры во дни немощи твоей и жезлом старости во дни престарения, молитвами святителя Иннокентия Иркутского, имя которого носишь и память которого ныне совершается, и святителя Феодосия, которому принадлежал этот вручаемый тебе жезл.
Взыди теперь, и благослови народ!