Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Можайскому Димитрию (Добросердову)
Преосвященный епископ Димитрий! Приветствую тебя, брат возлюбленный, с получением благодати епископства.
Насколько высок сан епископский, настолько тяжел омофор архиерейский. Много почестей воздается этому сану, но много и тяготы налагается на рамена носящих омофор. И в высоте и в тяготе архиерейства заключается немало опасности.
Высота сана приводит иногда к самовозношению, самовозношение – к гордыне, а этот порок изверг Денницу с неба в бездну ада. Гордость породила Ариев, Несториев. Преимущество чести породило папство; из папства вышло лютеранство; из лютеранства вышли, тоже как порождения гордости, эти рои сектантства, которые в последнее время наполнили нашу Русь православную.
Не надменность ли ума породила самые последние секты и заблуждения, многих отторгнувшие от Церкви и возбудившие опасения для предержащих властей?
Вот опасности величия сана.
Что касается тяготы епископского омофора, то опасность здесь заключается в том, что эта тягота может привести к изнеможению, а изнеможение к унынию, уныние же – к желанию снять с себя это иго. А сие ведет не к восхождению по лестнице нравственного совершенства, а к нисхождению. Такое ниспадение заслужило некогда упрек Пастыреначальника Христа Ангелу одной из первых христианских Церквей (Откр.2:1–5).
Сие говорится не для того, чтобы смутить твой помысл, возлюбленный брат, но чтобы напомнить, быть может тебе известное, чего можно ожидать и чего опасаться каждому из нас.
Закончу мою речь тем же, чем и ты закончил свою: дерзайте убо, дерзайте, людие Божии, верен Обещавший: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».
Прими сей жезл – символ пастырства, вручаемого тебе от Пастыреначальника Христа.