Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Бийскому Макарию (Павлову)
Преосвященный епископ Макарий, возлюбленный брат!
Первоверховный Апостол ставленнику своему, апостолу и епископу Тимофею, преподал следующее наставление: Никтоже о юности твоей да не радит (рус.: не пренебрегает): но образ буди верным словом, житием (1Тим.4:12). Из этих слов Апостола видно, что Тимофей был юн, но эта молодость его не послужила препятствием к поставлению его во епископа; поставление его было по пророчеству (1Тим.4:14), значит, согласно с волей Божией. А если это так, то для чего требовалось наставление для молодого епископа заботиться, чтобы никто не пренебрегал ради юности его, когда он, поставленный по пророчеству, был огражден притом и всемогущею благодатью Святого Духа? Ужели и для такого избранника, каков был Тимофей, воспитанный матерью и бабкою в правилах благочестия и измлада знавший Священные Писания, ужели и для него было возможно уклонение к такому образу мыслей и к той жизнедеятельности, какие могли бы возбуждать в пасомых его пренебрежение к нему? Конечно, не напрасно было это апостольское предостережение. А если таковое было нужно для апостольского ставленника, то тем нужнее оно для ставленников последующих времен, а еще нужнее для нашего времени. Сейчас приведенное обстоятельство из времен апостольских не должно ли послужить поучительным уроком для восприемлющих сугубую благодать священства в наши времена – уроком быть внимательными к себе? Даруемая нам благодать высшего священства не связывает нашей свободы; следовательно, при недостатке внимания к себе и для нас возможно отпадение от этой благодати, как возможно было это для отпавших аггелов, для павшего праотца нашего и для злополучного апостола Иуды.
Пусть никто не презирает юности твоей, пусть никто не пренебрегает тобой ради юности твоей. – Но разве можно удержать от презрения желающих презирать? Следующие за этим слова апостольского наставления заключают в себе и совет, как предупредить столь нежелательное отношение паствы к юному пастырю: образ буди верным словом, житием... Юность сама по себе достолюбезна, а о сане епископском и говорить нет надобности: он, бесспорно, сам по себе досточтим и достолюбезен. Если и юность, и сан епископский, сами по себе отдельно взятые, досточтимы и достолюбезны, то почему они могли бы быть презираемы, когда они сочетаваются одно с другим, когда юность соединяется с высоким саном? Это бывает тогда, когда юность не усваивает себе нравственно-духовной зрелости, требуемой от высокого сана; когда незрелость мыслей, легкомыслие поступков, недостаток благоразумия и неумение управлять страстными порывами своего характера подают верным повод к осуждению и пренебрежению сановитой юности, а чрез это и самого сана, в который облечена бывает юность. Поэтому смысл наставления апостольского таков: не доводи себя до того, чтоб тебя презирали, не подавай повода к презрению тебя и неуважению к тебе. Как успеть в этом? Образ буди верным словом, житием, советует Апостол. От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься, изрек Господь (Мф.12:37). Так будет и на Суде Божием, так бывает и на суде человеческом.
Образ буди... словом: от пастыря требуется прежде всего слово назидания; паства прежде всего желает видеть пастыря учительным. Учительность требуется от него как от церковного проповедника; учительным он должен быть везде, где он является как пастырь, и тогда, когда приходят к нему как к пастырю. Он должен быть готовым дать ответ всякому желающему слышать от него слово спасения, скорбящему – слово утешения, унывающему – слово ободрения. Учительность такого рода нелегко дается, она требует многой и продолжительной подготовки. Неопытному проповеднику без предварительного приготовления небезопасно выступать с словом в церковном собрании.
Если для церковного проповедничества требуется от пастыря много труда и умения, то не менее того требуются от пастыря внимания, осторожности и мудрости в обыденной жизни, при обращении его с людьми разного звания и состояния при многоразличных обстоятельствах. Пастырь везде должен являть себя образом для верных: никакое слово гнилое, неверное, слово праздное, неприличное не должно исходить из уст его, но только доброе, назидательное (Еф.4:29). Слово его всегда должно быть растворено солью мудрости, правды, доброты и чистоты.
Юность пастыря подвергается нареканию особенно тогда, когда она часто проявляет пред пасомыми недостатки, свойственные незрелому возрасту, каковы: юношеское легкомыслие, самонадеянность, самоугождение, небрежное отношение к делу Божию, явное пренебрежение к уставам Церкви к соблазну верных, человекоугодие, леность и соединенные с нею пороки. Напротив, юность пастыря не только не презирается, но пользуется особым уважением, когда он во всех обстоятельствах жизни, во всех сношениях с людьми являет пример высоконравственной жизни или по крайней мере вполне безупречной. Епископ, по словам вселенского учителя, должен быть «важным и негордым, суровым и благосклонным, властным и общительным, беспристрастным и услужливым, смиренным и нераболепным, строгим и кротким». Урок смиренномудрия, преподанный Божественным Пастыреначальником умовением ног Своих учеников, урок долготерпения Его, показанный в терпении клеветы, поношений, заушений и оплеваний, должны всегда сохраняться в памяти пастыря. Образ доброго пастыря, знающего своих овец и узнаваемого овцами и полагающего душу свою за овцы своя, должен всегда предноситься мысленному взору епископа.
Сей жезл, который вручается тебе, возлюбленный брат, да будет тебе с одной стороны странническим в путных шествиях твоих по горам Алтая, где на тебя возлагается забота о собирании овец, блуждающих в дебрях язычества, с другой – пастырским жезлом, который нужен тебе для поражения и отгнания волков, рыщущих около вверяемого тебе стада, иногда похищающих и разгоняющих овец. Да будет сей жезл послушающим тебя укреплением, а на непослушных и не покоряющихся – жезлом смиряющим, чтобы держать их в повиновении; для уклоняющихся от стада и могущих быть пищею волков да будет он жезлом устрашения и возвращения во двор овчий.
Прими сей жезл, взыди на это место епископского предстояния и восседания и благослови народ!