Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Бийскому Иннокентию (Соколову)
Преосвященнейший епископ Иннокентий, возлюбленный о Господе брат и сослужитель!
Ты поставляешься начальником пастырей того стада, которому ты служил в звании пастыря.
Ты счастлив тем, что тебе вручается не чуждое для тебя или незнакомое тебе стадо, но ведомое тебе, ставшее для тебя родным, свое стадо. Ты знаешь его, и оно знает тебя; ты разумеешь язык его, и оно понимает речь твою, знает голос твой и уже научилось слушать тебя. Ты знаешь и те пажити, где лучше пасти его, и воды, которыми нужно его поить, и солнечные места, где его согревать, и ограду, где его укрывать.
Все это можно разуметь сколько в переносном, духовном смысле, столько в прямом, буквальном значении. Овцы духовные – это разноплеменные и разноверные обитатели Алтая. Духовные пажити и воды – это многоразличные виды духовного питания вверяемой тебе паствы: питания чрез Таинства, чрез проповедническое слово, чрез школу и чрез чтение книжное. Под духовными солнцепеками я хотел бы разуметь все то, чрез что может проникать свет и тепло в места темные и хладные: это – теплое пастырское слово для охладевших в вере, слово утешения, ободрения для скорбящих и унывающих, это приюты для бесприютных, лечебницы для недужных. Ограда – это Святая Церковь с ее уставами, ее богослужебным чином, ее богопреданным учением. Когда овцы пребывают в этой ограде, то волк не расхитит и не разгонит овец. Ты был доселе только пастырем, а теперь поставляешься быть пастыреначальником. Доселе ты ведал только часть стада, пасущегося в горах Алтая, – теперь же ты должен ведать все духовное стадо Алтая, и притом не только всех овец, но и пастырей их, равно заботиться о благе духовном и материальном как тех, так и других.
Тебе предлежат труды сугубые, заботы и печали двойные. Не отдыхать теперь тебе придется, но прилагать труды к трудам, заботы к заботам. Ты должен ответствовать как за целость овец, так и за благополучие пастырей.
И кто к сему мог бы быть доволен, если бы пастыреначальники оставлялись при одних силах человеческих, если бы они не получили особенных даров и если бы не облекались особенными полномочиями? Вот это и дается им чрез таинственное поставление их во епископа чрез возложение рук архиерейства. Будем твердо верить, возлюбленный брат, что хиротония не простой обряд, как бы ничего не дающий рукополагаемому, но богоучрежденное Таинство, чрез которое сообщается ему особенная благодать для прохождения высокого архипастырского служения. Об этой-то благодати и говорит святой апостол Павел ученику своему Тимофею: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства (1Тим.4:14).
Видите ли, Преосвященнейший, что архипастыри могут согревать и умножать дар: согревать молитвою, умножать старанием, употреблять его в дело. Но они не ограждены от возможности нерадения о даре, а чрез это и возможности потерять его и подвергнуться осуждению.
С даром архиерейства рукополагаемый получает и полномочия. Одна из особенностей такого полномочия та, что архипастыри получают особенную, высшую власть не только в отношении к пастве, но и к пастырям. Архипастыри поставляют и судят пастырей и удостаивают рачительнейших особенной чести.
Знамением таковых полномочий для них служит вручаемый им архипастырский жезл.
Итак, прими, Преосвященнейший, этот жезл как символ даруемых тебе прав и возлагаемых на тебя обязанностей; взыди на высоту архиерейского амвона и преподай народу архипастырское благословение по данной тебе благодати и власти.