Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Барнаульскому Мелетию (Заборовскому)
Преосвященный епископ Мелетий, возлюбленный о Господе брат!
Вверенная нашему архипастырскому смотрению Томская епархия в последние годы, с наплывом переселенцев, настолько увеличилась, что количеством народонаселения почти сравнялись с обширнейшими епархиями империи. Где были не очень давно пустыри, там возникли города, села, поселки. Ежегодно открываются десятки новых приходов, новые благочиннические округи, новые села, деревни, новые школы. Вместе с православным населением осели в пределах губернии и епархии и множество последователей инославных исповеданий, сект и раскольнических толков. Дела епархиального управления увеличились настолько, что исправное ведение их стало непосильным для одного лица, стоящего во главе епархиального управления. Вот причина, вызвавшая открытие в Томской епархии второго викариатства. Определением Святейшего Синода, с Высочайшего соизволения благочестивейшего монарха нашего, благодатью Пресвятого и Животворящего Духа ты избран и хиротонисан, чрез нашу мерность, во епископа богоспасаемого града Барнаула, в звании второго викария Томской епархии.
Настоящий день для тебя, брат возлюбленный, знаменателен, а для меня радостен. Надеюсь о Господе, что обрету в твоем архиерействе доброго помощника, нужда в котором стала особенно чувствительной в последние годы. Не телесная немощь, не преклонность возраста моего создали эту нужду, а чрезмерное умножение епархиальных дел. Одно из таковых, едва ли не главнейшее, составляет учительство, конечно не школьное, а пастырское. Если когда нужен этот вид пастырского служения, то особенно теперь, если когда потребна проповедь, то в наше время по преимуществу. Если где нужно настоять во время и не вовремя (2Тим.4:2), то это у нас. Обличений и запрещений теперь не любят – обличаемые становятся врагами обличающих, а таковые отношения людей не ведут к созиданию. Поэтому приходится увещевать, и то со всяким долготерпением (2Тим.4:2). Нам нужно учить, и учить как можно больше и чаще, не ограничиваясь ни местом, ни временем. Нужно торопиться ознакомлением со вверенною нам паствою, иначе что это за пастырь, который не знает своих овец, что за паства, не знающая своего пастыря. Нам, православным пастырям, нужно чаще подавать свой голос среди пасомых, чтобы они привыкли к нему и могли отличать голос своего пастыря от всякого другого, чужого для них голоса; нужно делать это для того, чтобы тати и разбойники не вкрались во двор овчий и не обманули овец, призывая их к себе, как бы к истинным, добрым пастырям, но чтобы, зная наш голос, овцы наши бежали от всякого незнакомого им голоса. Вот ведь и недавно здесь, среди нашей паствы, уже раздавался голос чуждый, голос лжепастырей, звавший наших овец к себе. К счастью нашему, овцы не пошли на этот призыв. Но повторяйся чаще этот голос прелазящих инуде (Ин.10:1) и не будь слышан голос истинных пастырей, – кто поручится, что овцы не пойдут и за чуждым голосом, голосом лжепастырей и лжеучителей, зовущих их к себе, яко да украдут, и убиют, и погубят овец (Ин.10:10)?
Итак, нам нужно внимать себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил нас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровью Своею (Деян.20:28). Доселе мы не могли вполне удовлетворительно исполнить этой главнейшей нашей пастырской обязанности, будучи отвлекаемы от нее другими делами управления, из коих большинство составляет мертвую бумажную переписку, вследствие чего мало времени остается для общения с живыми людьми чрез живое личное слово. Имею основание питать надежду, что ты, возлюбленный брат, разделишь со мною тот труд пастырского служения, какой достанется на твою долю.
В ознаменование вручаемого тебе сего высокого и трудного служения прими этот жезл. Это – знаменательный для нас жезл. Из надписи на нем видно, что он принадлежал некогда святителю Феодосию, Угличскому чудотворцу, преемником которого был святитель Иоанн, впоследствии митрополит Тобольский и Сибирский. Да напоминает тебе этот жезл о святителе, освятившем его своими руками, чтобы и тебе быть, как и он, правилом веры, образом кротости, учителем воздержания, чтобы и тебе стяжать смирением высокая, нищетою богатая молитвами святителя Феодосия, святителя Иннокентия и всех прославленных святителей Сибирских и Российских.
Прими этот жезл, взыди на сию кафедру и благослови народ!