Речь при вручении жезла новопоставленному епископу Барнаульскому Евфимию (Лапину)
Преосвященный епископ Евфимий!
Воспоминаю тебе возгревати дар Божий живущий в тебе возложением руку моею (2Тим.1:6). Это слова рукоположившего рукоположенному, слова Павла апостола Тимофею, ученику и епископу. Прими эти слова, брат возлюбленный и наш соепископ, в назидание для себя как бы из уст самого Апостола. Напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение.
Видно из этого, что при рукоположении сообщается рукополагаемому дар Божий. Значит, хиротония во епископа не составляет только обряд, не внешний это только знак или символ, подобный тем, какие даются назначаемым на гражданские должности, – нет, с этим священнодействием, с этими знаками отличия для епископского сана дается нечто особенное, невидимое.
Слова рукоположения не мертвые звуки, не объявление только о правах, даруемых рукополагаемому, но в них заключается сила. Эта сила невидима для очей, не взвешиваема на весах, неосязаема для рук. Но она обнаруживается в своих последствиях, чрез таинственные священнодействия, совершаемые рукоположенными. С этим рукоположением благословению получившего дар священства дается сила Божия благословляющая с ее последствиями. Запрещение или разрешение, произносимое им на земле, есть запрещение или разрешение на Небе.
Таков дар, получаемый рукополагаемыми. Этот дар, подобно семени, может возрастать, множиться – или оставаться без роста, как бы мертвым. Это тот евангельский талант, который получившим его может быть умножен в пять или десять раз или оставлен без употребления храниться в глубине, оставаясь только как право на священнодействие для других, без пользы для самого священнодействующего.
Что же требуется от рукополагаемого, чтобы благодать священства была для него спасительна и для других благотворна во всей ее силе? Он должен возгревать дар Божий, раздувать его, как искру или как кадильные угли. Эти последние если будут холодны, то положенный на них фимиам не будет гореть и издавать благоухания: только на горящих углях он возгорается и благоухает. Так нужно возгревать и воспламенять и благодать священства. Как это сделать? Во-первых, нужно понуждать себя к деятельному исполнению пастырских обязанностей, причем в сердце должен неугасимо гореть огонь молитвы, которою привлекается помощь Божия во всяком доброделании. Во-вторых, возгревается этот дар упражнением в чтении Священного Писания и святоотеческих писаний, чтобы из сих последних научаться учительству. Жития святых да служат пастырю образцом для нравственного совершенства. Епископ должен не только сам молиться и себя назидать примерами святых, но он должен быть для верных правилом веры, образом кротости и воздержания. По слову Апостола, он должен быть образом для верных – словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою (1Тим.4:12). Итак, потщися быть примером в слове, учительстве, то есть в говорении того, что должно говорить как учителю. Приготовляйся или имей готовое слово для назидания верных. Приобретай навык назидательно говорить везде, где только представится повод к этому. Имей слово не только для беседы с кафедры, но и в обыденной жизни. Слово твое да будет с солью, назидательно (Кол.4:6).
Будь образцом для верных любовию: отношения твои к каждому должны быть проникнуты искренностью, любовью. Старайся усвоить себе не внешний лоск обращения, от которого иногда веет холодом, но воспитать в сердце своем любовь ко всякой вверенной тебе душе. Увещеваешь ли – увещевай с любовью. Угрожаешь ли – пусть в угрозе твоей слышится отзвук любви. Говоришь ли слово назидания или утешения – пусть назидаемый и утешаемый чувствует, что с ним говорит не язык только, а и сердце.
Будь примером для других духом, то есть духовным настроением или видимым проявлением дара Святого Духа. Пусть не оставляет тебя духовное настроение не только тогда, когда беседуешь в храме с верными, но и в доме, и за трапезой любви, и в обычных житейских отношениях и разговорах.
Наконец, образ буди верным чистотою, непорочностью не только тела, но и духа.
Будь чист в помышлениях, чист в словах, чист во взорах, чист во всех тайниках души. Пусть совесть твоя будет чиста как хрусталь!
Итак, брат возлюбленный, возгревай в себе дар Божий, сегодня тебе дарованный чрез рукоположение. В сем да поможет тебе и всем нам Господь!
Прими сей жезл как символ врученного тебе пастырства, и благослови народ!