Речь при вручении жезла архимандриту Севастиану, Чикаго. 1905 г.
Приветствую тебя, всечестный отец архимандрит Севастиан, с возведением в сан архимандрита и назначением начальником сербской миссии в Америке. Как сербскому уроженцу тебе и раньше поручалось епархиальною властью заведывание здесь тем или другим сербским приходом; ныне же ты призываешься к вящему служению: на тебя возлагается попечение о всех сербских церквах нашей обширной епархии и о духовных нуждах всех сербов, сущих в Америке. Ты знаешь, как их много развеяно здесь, как часто блуждают они, яко овцы, не имущие пастыря, как попадают они во двор чуждый, – как, прибыв сюда для заработков и для обогащения, иные из них делаются нищими духовно и теряют в иноверной стране сей великое сокровище духовное старого края – святую веру православную, любовь к славянским народам, привязанность к добрым отеческим обычаям. Благопопечительное высшее священноначалие наше, всегда радеющее о нуждах единокровных нам славян, милосердует и о сих людях и призывает тебя ныне духовно руководить здешними сербами.
Путеводи же ими по заповедям Христовым со всяким прилежанием и тщанием и преводи их от тленных к нетленным, от земных к небесным, якоже и Моисей, взем жезл от Бога, преведе люд Израильский из работы египетская в землю обетованную. Долженствующи убо утверждати братию твою не жезлом ярости и биения, но словесы кротконаставления и образом святаго жительства твоего. Паси богоданное тебе стадо, яко отец чадом, равную любовь всем показуя, малодушныя утешая, немощныя утверждая и врачуя, грешащия исправляя духом кротости. Непокоряющиеся же уставам церковным, но ходящая противно церковному чину, иным в преткновение и блазнь бывающия, сия благопокорны и благо-умны твори. Времени ключимствующу, подобает тебе настояти, благовременно и безвременно обличати, запрещати и умоляти со всяким долготерпением.
В знамение правления духовнаго вручается тебе ныне от нас жезл сей не властительства мирскаго, еже гордитися и взиматися над врученныя тебе, но яко кормчему кормило во правительство корабля духовнаго, плавающаго по многобурноволненном мори жития сего, – жезл, яко истинному пастырю, не яко наемнику, не еже овцы поражати, но от волков мысленно хищающих защищати я и соблюдати. Приими же жезл сей, имже и утверждай паству твою, да правиши, яко и слово имаши отдати за ню нашему Богу в день суда (из поучения в архиерейском чиновнике).