Речь при вручении архипастырского жезла новоставленному Соликамскому епископу Феофану в Пермском кафедральном соборе 26 февраля 1917 года
Преосвященный епископ Феофан! Ныне чрез нашу мерность сподобился ты высочайшей благодати Святаго Духа Господа в архиерейском рукоположении. Да возрадуется душа твоя о Господе. Ибо Сам Он призывает тебя и к высшему служению святой Церкви Его. О служении же сем ты хорошо ведаешь, как и вчера о том подробно исповедовал пред всеми, яко измлада Священная Писания умееши (2Тим. 3, 15). В писании же евангельском Сам наш Первоархиерей Спас так заповедует нам – Его служителям: дадеся Ми всяка власть на небеси и на земли. Шедше убо научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам; и се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века. Аминь. (Мф. 28, 18–20). Посему сие да мудрствуется в нас, еже и во Христе Иисусе (Флп. 2,5). Итак, путь нашего архиерейского служения есть путь Христов, путь крестоношения, путь самораспятия постоянного, или – словами великого апостола Церкви святого Павла: архиерей свободен сый от всех, всем себе порабощает, да множайшия приобрящет... всем бывает вся, да всяко некия спасет (1Кор. 9, 19, 22).
Но после такого вселенского гласа Божественных Писаний умолкает мой немощный язык подробно говорить о высоте и трудности служения архиерейского, которое в настоящее время более, чем когда-либо, вполне должно быть приравнено к исповедничеству отцов и учителей первых времен Церкви Христовой. Ибо не о наших ли последних временах прорицал святой апостол Павел, говоря, что тогда отступят нецыи от веры, внемлюще духовом лестчым и учением бесовским, в лицемерии лжесловесник, сожженных своею совестию (1Тим. 4, 1–2), что тогда здраваго учения не послушают, но по своих похотех изберут себе учители, чешеми слухом, и от истины слух отвратят, и к баснем уклонятся (2Тим. 4, 3–4), когда вси хотящии благочестно жити о Христе Иисусе гоними будут. Лукавии же человецы и чародее преуспеют на горшее, прельщающе и прелщаеми (2 Тим, 3, 12–13). Посему, умудряя себя во спасение, верою, яже о Христе и Иисусе (2Тим. 3, 15), буди стражем бодрым и мудрым для вверяемой тебе разумной паствы. Среди же этой паствы имеешь ты многое множество людей, иже не от двора сего или же еще не вполне вошли во двор сей церковный.
И, прежде всего, приими в свою архипастырскую любовь тех, для которых апостольствовал здесь наш равноапостольный первосвятитель Стефан Великопермский. Разумею народ пермяцкий. Пермяки теперь все уже православные христиане. Но, к сожалению, ради особенных условий церковной жизни в северном угрюмом крае нашей обширной епархии, пермяки в значительной степени остаются мало просвещенными светом Евангельским, мало наученными знанию веры и обычаев жизни христианской. Но они, однако, подлинно дети природы, отзывчивые на добрый призыв, готовые восприять все, что предлагается им для спасения. Вот вместе со своими сотрудниками на ниве Христовой и сделай все, чтобы научились они знать веру Христову и жизнь по ней, оставив предрассудки древнего темного язычества, да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое уготован (2Тим. 3, 17). Для сего, где только будет возможно, пусть богослужение в пермяцких приходах совершается на пермяцком наречии с понятной проповедью на пермяцком же языке. Так, почувствовав все богатство нашей веры, пермяки познают и то, чего они лишаются, доселе не зная наречия благочестивого народа русского. Так закрепится и упрочится полное духовное сроднение доброго пермяцкого населения края с коренным русским народом, да будет едино стадо и Един Пастырь Христос, все народы мира верою прививающей к Себе, как к доброй маслине (Рим. 11, 16–24). Вот первая твоя архиерейская забота среди вверяемой тебе паствы края.
Но когда вспомню о Якше, о Тулпане, о Лупьи, о Печере, тогда сердце невольно содрогается перед той погибелью, в которой пребывает великое множества родных нам по крови братьев, но ушедших давно во тьму раскольничества от святой Церкви. Там на севере есть такие дебри раскола, полные скрытых скитов, куда едва ли кто из православных и заглядывал. Но, значит, и во тьме заблуждения сколько у них ревности о спасении души, хотя и неправильно содержимой! И какое богатство веры обнаружилось бы в них при свете истинной благодати, хранимой в непогрешимой Церкви Святой! Среди таких-то раскольников старообрядцев уже достойно работают наши усердные сотрудники – пастыри и миссионеры, обрекая себя на удивительное самоотречение. Но нет там архиерейского глаза, отсюда же редко туда он мог достигнуть. Да устремишься ты туда к этим в темноте заблуждения сидящим людям, Кровию Христовою искупленным. Да явишься для них как заботливая кокош, всех под криле Святого Духа собирая и воодушевляя на чистое во смирении хождение перед Богом.
Однако не подумай, что я научаю тебя забыть твою ближайшую и верную Церкви Христовой паству. Нет, наоборот, утверждаю, что и апостольство твое среди пермяков и старообрядцев успешно и прочно будет только тогда, когда ярко будет светить огнь любви и ревности о Господе в твоей православной и послушной пастве. Посему потщися возгревать ревность о спасении в сих церковных чадах, потщися научати их ходити трепетно и чисто перед Богом Всевидящим; воспламени в них опасливую заботу – не только не соблазнять немощных в вере, но всячески возвращать к ней отпадших и колеблющихся. И сделай помощью данной тебе благодати все, чтобы и пастыри внимали себе и всему стаду, в немже их Дух Святый постави пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею (Деян. 20, 28); и православная паства да будет на всякое дело благое уготована (2Тим. 3, 17) И тогда и ины овцы, яже не суть пока от двора сего, и тыя приведет Господь, и глас Его услышат: и будет едино стадо и един Пастырь Сам Он наш Спаситель (Ин. 10, 16). В залог таких завещаний твоей благочестивой душе вручаю тебе сей священный древний архиерейский жезл, по преданию дошедший до нас от руки самого нашего первосвятителя Стефана.
Вверяя себя его святым и дерзновенным молитвам, бодренно шествуй к твоей богоданной пастве, дабы с верой и надеждой продолжить врученный нам подвиг святителя Стефана.
С таким упованием прими священный жезл сей и молитвами святителя Стефана призови Божие спасительное благословение на град и люди всей страны наше пермской. Аминь.