Речь при прощальном Богослужении в Сан-Франциско,1905 г.

Речь при прощальном Богослужении в Сан-Франциско,1905 г.

Без сомнения, всем вам, братья, хорошо известно, как Господь наш Иисус Христос во время земной жизни ходил по городам иудейским, поучал людей, исцелял больных, и как народ всюду следовал за Ним, просил Его побыть у них, остаться еще несколько времени, но Христос отвечал на эти просьбы, что нужно и другим городам благовествовать (см. Лк.4:43). Также и святые апостолы, пробыв в известной стране несколько месяцев, иногда даже лет, шли с проповедью о Христе в другие места, хотя их и просили побыть еще здесь (см. Деян.18:20), и вместо себя оставляли пресвитеров и учеников своих. Напоминаю вам о сем потому, что нужда епархии нашей и благо паствы побуждают и нас покинуть сей град уже не для обычного посещения других мест и возвращения сюда вновь, а чтобы и совсем переселиться отсюда с консисторией нашей в другой город (Нью-Йорк), сюда же лишь приезжать на летние месяцы.

Многие из вас, вероятно, желали бы, чтобы и впредь здесь оставался архиерей, ибо к такому порядку они уже привыкли, да и служба архиерейская благолепнее; однако лучше, если я поеду отсюда в другое место.

Здешний приход старейший в Штатах, 35 лет уже, как архиереи живут в Сан-Франциско, и когда переселялись они тогда из Аляски, то приход этот был единственный в Штатах. Но вот Промышлением Божиим о Его святой Церкви 10–15 лет тому назад стали образовываться приходы и в других местах, и так как волна эмиграции славянской и русской в страну сию и особенно в восточные штаты все возрастала, то росло там и наше церковное дело, умножалось число верующих, строились церкви, закладывались братства, открывались школы, а все это требует непосредственного руководства и попечения со стороны архиерея, и следовательно, ближайшего присутствия его там, ибо дело это пока еще новое; ваша же церковная община есть, я сказал, старейшая и уже утвердившаяся, так что может быть оставлена на попечение пресвитера, которого и вы хорошо знаете, и он вас.

Конечно, в сердца ваши закрадывается грусть при мысли о том, что Сан-Франциско с перенесением архиерейской кафедры как бы умаляется; но укажу вам, братья, пример того, как нужно относиться к подобным «умалениям». Вот Предтеча Христов Иоанн Креститель. Вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему и крестились, исповедуя ему грехи свои. У него много учеников, он безбоязненно всем говорит правду; народ почитает его, сам царь Ирод боится его. Но вот появляется Христос, и все идут к Нему, – Иоанна оставляют даже иные ученики его. У Иоанна, однако, нет места при этом для скорби и недоброжелательства: не может человек, говорит он, ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба; я не Христос, но я послан пред Ним. Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась; Ему надлежит расти, а мне умаляться (Ин.3:27–30).

Так и вам, братья, надобно не скорбеть по поводу умаления вашего града, а радоваться при возвышении другого града. Христос сказал: да радуется вкупе сеяй и жняй (Ин.4:36). Но бывает и в мире духовном, благодатном, нередко, что сеет один, а плоды пожинает другой, но если первый – истинный христианин и действует ради Бога и добра, а не для своей славы, то он радуется, хотя бы плоды его деяния пожинал и другой. Вот вы сеяли семя Православия в стране сей, положили начало Церквам в Штатах, давали у себя пристанище архиерею; теперь уже другие влекут его к себе, и вы не скорбеть должны, а радоваться, что послужили другим Церквам на пользу.

Итак, отпустите нас, братья, с миром. Мир оставляем и мы вам. Мир Божий да водворится в вас. Вместе со святым апостолом умоляю вас именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы были единомышленны и не было между вами разделений, но чтобы вы были соединены в одном духе и в одних мыслях (1Кор.1:10). Во времена апостола в Коринфе христиане делились на партии по имени учителей и говорили: «Я Павлов, я Аполлосов, я Кифин», – а у нас иногда делятся на партии по национальности: «Я русский, я серб, я грек, а я сириец», – и партийность эту хотят привнести туда, где ей не место быть, в Церковь Христову. Святой апостол Павел вопрошает: «Разве разделился Христос, разве Павел распят за вас, или во имя Павла вы крестились?» Так и вы, братья, помните, что во Христе несть еллин или иудей, раб или свободь, но всяческая и во всех Христос. У всех у нас едина вера, едино крещение и един Бог, и посему не распри, не раздоры, не горделивое превозношение, не стремление преобладать, влиять и господствовать над другими, а единомыслие и любовь, смирение и готовность служить другим должны украшать церковную общину. Вам вскоре же представятся возможность и случай проявить на деле любовь, согласие и содружество. Разумно дело строения у вас нового храма-палатки – скинии. И нас, да и вас, думаю, тоже неоднократно смущало то, что наш кафедральный собор находится в доме и скорее был простою архиерейскою крестовою церковью, чем кафедральным собором. Не раз в нем делались поправки с целью улучшения, но все же по своему внешнему благолепию он далек был от обычного типа церквей. И вот ныне, с перенесением кафедры нашей отсюда, представляется возможность заменить настоящий храм другим, хотя и небольшим по размерам, но более благолепным по внешнему виду, отдельным от дома, – таким, чтобы всякий проходящий видел, что это церковь святая, а не жилой дом. Вы, быть может, уже слышали, что для сего куплено хорошее место, и в ближайшем времени надеемся приступить к постройке там храма. Вот в сем великом и святом деле вы и объединитесь, сплотитесь и под руководством вашего пастыря создайте храм во славу Божию и на спасение души своей.

Господь да поможет вам в сем деле! Потщуся и аз по отходе моем от вас память о вас творити, дабы вы преуспевали в вере и благочестии. А ныне призываю благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием. Аминь.



Наверх