Речь при посещении паствы города Семипалатинска
Да будет от Господа мир граду сему!
Дерзаем говорить слово мира граду сему по власти, данной Богом и Владыкой мира первым благовестникам мира и к нашей мерности другдругоприимательно прешедшей.
Да будет мир всякой богоучрежденной власти в граде сем и всем, сущим под властью, и да будет мир сей для одних мудростью и силою, для других – разумным служением и благопокорением.
Да будет мир всякому благословенному семейству: для супругов – в любви и взаимном уважении, для детей – в благовоспитанности со всяким послушанием.
Мир всякому честному труду: да будет труд сей во славу Божию, а трудящемуся – в пользу.
Но сии слова не пустые ли звуки, не биение ли воздуха, не имеющие соответствующей им действительности?
Да не будет так!
Если и слова человеческие иногда заключают в себе великую силу, то тем более слова Того, у Кого слово есть дело.
А слова мира, преподаваемые служителями Христа, не Христовы ли слова, выраженные в повелении Его, данном апостолам (Мф.10:12–13; Лк.10:5–6)!
Силы сих слов мира или благословения невозможно усмотреть, но можно познать по ее действию. Сила благословения и клятвы заключается в словах, подобно тому как целительная или губительная сила заключается в веществе лекарства или яда. Вещество того или другого можно видеть и измерить, а сила их узнается по действию на восприявших врачество или яд.
И слова благословения и клятвы можно слышать, а сила их обнаруживается на последствиях.
Не подтверждает ли и опыт жизни истину слов Писания, что благословение отчее утверждает домы детей, клятва же матерняя разрушает до основания (Сир.3:9)?!!
Впрочем, действительность слов мира не зависит только от одних преподателей мира, но и от тех, кому преподается мир. Ибо и первым благовестникам мира сказано было, что мир их будет оставаться только на сынах мира, то есть на тех, кто будет достоин сего мира (Лк.10:6).
Посему и наши слова мира могут не пребыть с теми, кто окажется неспособным к восприятию.
Итак, да будет мир пастве Христовой, обитающей в граде сем.
И вам, возлюбленные о Господе сопастыри и соработники нам о Христе, и вам да будет мир с преизбытком, как раздаятелям мира другим.
Но христианская паства сего города имеет согражданами своими иных овец, которые хотя не принадлежат двору Христову, но должны быть также приведены к нему. Говорим о мусульманской части городского населения. Они – не члены единого с нами тела Церкви, но члены одной семьи великого нашего отечества.
Что сказать им и о них?
Если изречем им слово мира, то услышат ли они сие слово, а слышанное примут ли так, чтобы оно оказалось действительным для них?!
Впрочем, если бы слово мира оказалось бесполезным для не желающих мира Христова, то для них мы имеем иное слово – слово молитвы:
Да ускорит Господь призвать и соединить их во едино стадо Свое, дабы они были согражданами нам не только в царстве земном, но и Небесном!