Речь при первом служении в приходе поселка Кирпильского Кубанской области, 20 августа 1889 года.
Пастырь и пасомые
Пасите еже в вас стадо Божие, посещающе его не нуждою, но волею и по Бозе (1Пет. 5:2–5).
...Повинуйтесь наставникам вашим и покоряйтеся, тии бо бдят о душах ваших, яко слово воздати хотяще; да с радостию cиe творят, а не воздыхающе, несть бo полезно вам cиe (Евр. 13:17).
Христос посреди нас, возлюбленные мои братья!
Итак, по Божьей милости и по воле высшего церковного начальства я назначен к вам священником, пастырем, учителем и попечителем ваших душ, назначен на это страшное, высокое и ответственное служение, назначен вас учить, для вас священнодействовать и – страшно мне вымолвить – вами духовно управлять, управлять каждую вверенную мне душу к Царству небесному, созидать каждого из вас Божьим человеком, на всякое дело благое уготованным (2Тим. 3:17).
Страшно мне в эти минуты совершать первое у вас служение, страшно мне, молодому, совсем даже юному, стоять сейчас пред вами в этих священных одеждах. Вот пред собою вижу я людей, убеленных сединами; вот стоят старики, увешанные знаками боевой службы, – знаками отличий от Царя нашего; вот стоят и те, которые бывали в плену у горцев, вынесли великую тяготу беспрерывной войны; вот старые, опытные хозяева, отцы больших семейств, заправляющие большими домами, со многими слугами и работниками.
Мне ли, столь молодому и неопытному, духовно управлять вами?
Ах, страшно, страшно мне, дорогие мои, в настоящий час стоять здесь перед вами!
Но совершается воля Божия. И рождением, и воспитанием, и призванием церковной власти, и что еще скажу? – и желанием моего сердца пришел я на эту высоту и тяготу священства и готов повторить пред призывающим Богом то, что говорят при этом высшие священноначальники: благодарю, приемлю, ничесоже вопреки глаголю.
Тем более, поэтому, в священный сей час хочется мне говорить о том, что есть пастырь и что такое пасомые, какие у нас права и обязанности и какие взаимные отношения.
О, братья! Пред моими глазами так и стоят святые строки Священного Писания, в моих ушах так и гремят сейчас призывы и заповеди, обращенные к пастырям Христом – Пастыреначальником и Его апостолами, продолжателями дела Христова на земле, которые нас, недостойных, соделали своими преемниками.
«Я пришел не для того, чтобы Мне послужили, но чтобы послужить другим» (Мф. 20:28), говорил о Себе Спаситель, и тем повелел пастырям быть служителями своих пасомых. «Вы, пастыри, – заповедует св. ап. Петр, – пасите порученное вам стадо Божие, надзирая за ним не принужденно, но охотно и для Бога, не для гнусной корысти, не господствуя над этим – не вашим, а Божьим наследием и Божьим имуществом, но бывайте образцами, примерами для стада» (ср. 1Пет. 5:2–3). «Будь образцом для верующих словом, жизнью, любовью, духом, верою, чистотой», – повелевает пастырю другой апостол – св. Павел (1Тим. 4:12).
Молись, служи, учи, вразуми, наставь со всяким долготерпением, наставь незнающего, поддержи колеблющегося, возврати отпадшего, уверь его в истине святой православной веры, – и все делай кротко, благодушно, любовно; переноси скорби, свершай дело благословения, прими гонения, упреки, зависимость в жизни и во всем житейском от даяний прихожан; будь незлобив (2Тим. 4:5). Не упусти из виду ни единого духовно-больного, каждого врачуй соответствующим духовным лекарством. Вот пастырское право и вместе долг.
Посмотрите же, я один, а вас так много. Тяжело мне и страшно, братья мои!
Тяжесть пастырства увеличивается у вас и здесь особыми обстоятельствами. Среди вас – раскольники в большем числе, чем вы; священника в этом поселке доселе не было, и это в продолжение целых ста лет! Сколько у вас колеблющихся! Как не привыкли многие из вас к храму и пастырю! Приход новый, и все надо заводить вновь: храм, школу, все порядки церковные. Знаю, многим это будет не нравиться, многие будут на меня гневаться за пастырские напоминания и требования, станут бранить в глаза и за глаза. Что делать священнику, когда он пред вами стоить беззащитный? Будут меня оскорблять и раскольники: где найти мне защиту?
Преклоняю я главу мою пред Богом, чувствую тяготу служения, у Бога прошу помощи и защиты, а после Бога – у вас, мои дорогие пасомые и отныне – дети духовные!
Не плотскими оружиями мы сильны, не защиты плотских оружий я у вас прошу. Мы, пастыри, сильны благодатью Господа и вашею любовью, послушанием, вашими о нас молитвами.
И посему всем сердцем я умоляю вас: помогайте мне в исполнении святого моего дела! Отцы, наставляйте детей своих; мужья, действуйте на жен, жены – на мужей, братья и сестры – друг на друга. Будем усердны к вере, к церкви, к молитве, будем слушать поучения церковные; я буду говорить вам о вере, сколько сил моих хватит.
Будьте покорными детьми вашего духовного отца, священника, хотя бы и молодого и неопытного: ведь и плотских родителей мы не избираем, а получаем таких, каких Бог дал, и все-таки слушаем их, а меня, духовного вашего отца, вы сами просили у архиерея, сами усердно приглашали прийти к вам.
На исповеди, в частных беседах будьте со мною откровенны, доверчивы, идите ко мне в дом, кому нужно поговорить, кто нуждается в духовном совете, идите без стеснения, без боязни: я не только не буду тяготиться вашими посещениями, но, напротив, буду, вам глубоко благодарен за это. Тогда только дело мое у вас пойдет успешно, если вы откроете предо мною ваши души. Ведь врачу плотскому вы не станете же говорить неправду, не станете скрывать от него болезнь свою, если пришли лечиться от этой болезни! Так собственный ваш разум, собственное ваше благо говорит вам о том, что вы с любовью и доверием должны обращаться к вашим пастырям. А послушайте, что повелевает вам слово Божие! Грозно говорит оно о пастырях, многого требует от них, но грозно говорит оно и о пасомых. «Повинуйтесь, – учит св. апостол, – повинуйтесь вашим наставникам и покоряйтеся, ибо они заботятся о душах ваших и за них дадут отчет; пусть они с радостью это делают, а не с воздыханием, ибо это для вас не полезно» (Евр. 13:17).
Яснее ясного поучение апостола. Будем же жить, молиться, работать вместе, помогать друг другу.
Если же я чем-либо буду нехорош, не все исполню, кого-либо обижу, чего не сделаю и забуду, то, братья мои, помните, что и я человек, слабый и грешный. Не священнику ведь мы верим, молимся, служим, а Богу. Заранее прошу вас: простите мне мои недостатки, не осудите, не потеряйте ко мне той любви и доверия, которой я уже видел от вас в первые часы моего у вас пребывания. Молитесь со мною, молитесь и обо мне, да не оскудеет моя сила, да не охладится моя ревность. Мое благо и ваше благо – одно. Будем же вместе, дружно и любовно работать Господу.
Закончу тем, чем начал: Христос посреди нас, возлюбленные, и Его благословение да будет в моем вам первом священническом благословении.
Благословение Господне на вас Того благодатию и человеколюбием всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.