Речь при открытии в городе Томске биржи
Досточтимое собрание! Наш город в последнее время особенно счастлив открытием разнообразных учреждений, составляющих славу больших городов. Сегодня открывается новое торговое учреждение, такое, каких во всей империи не много (около 25), а в Сибири было только одно (в Иркутске). Мы говорим об открываемой у нас бирже как сборном месте для сношений и сделок по всем оборотам товарной торговли и для получения необходимых по оной сведений. В других странах, опередивших наше отечество развитием государственной, общественной и торгово-промышленной жизни, биржи получили свое начало и развитие около трехсот с половиной лет назад. В нашем государстве открытие первой биржи в северной столице принадлежит великому преобразователю России Петру I. В других же городах не спешили с открытием таковых учреждений и, правду сказать, не чувствовалось особенной нужды в них благодаря существованию у нас ярмарок, о биржевом значении которых у нас сложилась пословица: базар цену установляет. В настоящее время сама жизнь вызывает потребность биржевых зданий для центров торговли или вообще потребность биржи как собрания коммерсантов. Быстрое развитие и нашего города вызвало потребность открытия в нем этого торгового учреждения. Биржа, как учреждение полезное, есть благо города; биржа, как учреждение благотворное, есть честь города, – а благо и честь городов суть дары Божии, и учреждения, составляющие это благо и честь городов, справедливо могут быть отнесены к учреждениям, по цели своей Богу угодным, достойным того, чтобы на них было чрез молитву испрашиваемо Божие благословение.
Все сказанное нами (доселе) относится почти только к исторической справке об открываемом учреждении и объяснению значения его и не может составлять главного предмета речи для церковного проповедника. Мы не исполнили бы своего пастырского долга, если бы ограничились только сказанными сведениями о бирже, не сказав слова назидания для собравшихся здесь на молитву. Но разве может биржа дать материал для нравственного назидания? Место для торговых сделок может ли быть местом душеспасительной беседы? – Да. И если не случится этого после, то должно быть исполнено по крайней мере теперь, в этот час молитвы.
Обращаясь к библейским повествованиям, мы находим там некоторое событие, содержанием своим несколько подходящее к целям настоящего учреждения как места торговых сделок. Об этом событии говорится в евангельской притче, всем нам более или менее известной, – притче о неправедном домоправителе. Когда домовладыка услышал, что домоправитель его неправильно распоряжается его имением, потребовал его к себе для отчета. Догадливый домоправитель хорошо понимал, чем должен кончиться его отчет, и решился вступить в сделки с должниками домовладельца, сделки обоюдовыгодные. Он возвращает должникам долговые расписки, любезно предлагая им переписать их, значительно убавив размеры долга в их пользу: одним наполовину, другим почти на треть. Узнав об этом, домовладыка похвалил неправедного домоправителя – похвалил не за его неправду а за его догадливость (Лк.16:1–8). Смысл притчи тот, что, если уже нельзя исправить допущенного зла, неправды, по крайней мере нужно стараться употребить приобретенное неправдой на дела праведные, неправдой приобретенное имущество употребить на дела благотворения. И чья совесть не скажет, что приобретший богатство неправдой достохвально поступит, если он, одумавшись, употребит так собранное на дела благотворения, например на построение домов призрения для бедных, детских приютов, богаделен и тому подобных учреждений. Но никто здравомыслящий не одобрит, если это же неправедное имение будет употреблено владельцем его и на дела неправды – на удовлетворение греховных прихотей, на предметы роскоши, разврата и т. п.
Полезна биржа, позволительна торговая сделка, но ни той, ни другой не должно злоупотреблять. Дом торговых собраний не должен делаться домом лжи и обмана; место торговых сделок не следует превращать в место сходбищ для преступных стачек.
Христианин везде должен помнить свое высокое звание – и продающий и покупающий, и банкир и золотопромышленник должны всегда и везде высоко и честно держать знамя христианина; христианский собиратель сокровищ пусть помнит евангельских собирателей податей – мытарей Матфея и Закхея – и подражает самоотвержению первого, смирению и плодотворному покаянию второго.
Пусть всякий, приходящий в дом биржи, помнит апостольский совет: Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною (1Кор.6:12).
Итак, молитвенно пожелаем, да будет даровано открываемому торговому учреждению исполнить свое назначение по закону правды Христовой, на пользу и добрую славу нашего города и дорогого отечества.