Проповеди на праздники:


Речь при открытии приюта, учрежденного Томским городским обществом для бездомных и нищих детей

В первый час первого дня 1901 года, которым начиналось XX столетие, выражая наши новолетние благожелания, мы между прочим высказывали желание, чтобы дети, остающиеся вне всякого призрения и воспитания, скитающиеся по улицам, стоящие на папертях церковных, возле магазинов и лавок с протянутыми для милостыни руками и оскорбляющие иногда слух прохожих назойливыми и нередко бранными словами, – чтобы эти дети были собраны, пристроены и получили бы доброе, христианское воспитание. К этому присовокуплено было еще одно пожелание: чтобы осуществление высказанного новолетнего благожелания о призрении бездомных детей началось как можно скорее, в первые же годы наступающего столетия, хотя и казалось тогда это последнее желание почти неисполнимым.

Но вот не прошло и двух лет, как наши глаза уже видят начало осуществления желаемого для города блага на новое столетие.

Мы собрались здесь, чтобы освятить молитвенно благое начинание городского общества и испросить чрез Церковь Божие благословение на открытие приюта для бездомных и нищих детей.

Это новое благотворительное учреждение, открываемое на средства городского общества и отчасти на пожертвования частных лиц в ознаменование десятилетия со дня посещения в 1891 году Томска его императорским высочеством, государем наследником-цесаревичем, ныне благополучно царствующим государем императором Николаем Александровичем, получило уже законное утверждение и принято под августейшее покровительство как одно из учреждений ведомства императрицы Марии.

Молитвенно призывая Божие благословение на открываемый детский приют, мы считаем себя обязанными сказать несколько слов о задачах этого учреждения и тех средствах, какие желательны были бы для осуществления этих задач.

Учреждая приют для детей, городское общество, несомненно, поставило своею целью не одно желание убрать с глаз наших этих оборванных, надоедливых и нередко вороватых маленьких нищих, чтобы они не тревожили нас и не нарушали гармонии уличной жизни, но дать им вместе с приютом и доброе воспитание.

Поэтому лица, принимающие на себя обязанность воспитания детей, прежде всего должны будут помнить, что они имеют дело не просто с детьми невинными, души которых есть tabula rasa (ненаписанная таблица), на которой можно писать только доброе, – нет, это хотя и дети, но уже испорченные: на душах их, быть может, напечатлелось уже много недоброго; это недоброе воспитатели должны сперва изгладить из юных сердец, а потом писать на них добрые правила, которые потом нужно проводить в жизнь. Все это потребует много умения, труда, борьбы и терпения. Лица, которым вверяется приют, как и всякий воспитатель, должны помнить, что на них лежит долг охранять здоровье вручаемых им детей, укреплять их телесные силы посредством посильного труда и сохранения гигиенических условий жизни, приучать к опрятности, вежливости, исполнительности; с особенной настойчивостью приучать их к полезным ремеслам, чтобы они могли впоследствии сами и домом своим жить, и трудом добывать себе пропитание. Воспитателям нужно особенно заботиться о том, чтобы дать детям такое направление, чтобы они не брезговали никаким честным трудом, как бы он черен ни был; дети должны приучаться все делать сами, без помощи прислуги.

Но это еще не все. Одно физическое развитие будет мало полезно для призреваемых в приюте детей, если к нему не будет присоединено духовно-нравственное воспитание, если с телесными упражнениями не будут соединяться упражнения в делах веры и благочестия. Если верно изречение, что в здоровом теле и душа здорова, то верно также и то, что греховные страсти, как болезни души, служат причиной множества болезней тела, источником страданий и смерти. Одно физическое развитие не обеспечивает безболезненной и счастливой жизни, если оно не соединено с развитием и укреплением добрых духовно-нравственных сил души. Тело есть только временное жилище для души, орган для сообщения ее с видимым миром; без души тело есть животное. Поэтому лица, принимающие на себя обязанность воспитания детей, должны помнить, что они будут иметь дело не с трупами безжизненными, не с животными неразумными, а с нравственно-разумными существами, состоящими столько же из души, сколько и из тела, с существами дорого ценимыми как наследниками вечной жизни, состоящими под особенной охраной невидимых светоносных Хранителей, которые всегда видят лице Отца Небесного (Мф.18:10). Из этих детей, которые берутся с улиц для воспитания, воспитатели должны приготовить прежде всего добрых христиан, потом честных граждан и истинно русских людей, у которых в основе государственной жизни издавна лежат три истины – вера, царь и отечество: вера православная, царь самодержавный и Русь единая, нераздельная.

Мы начертали, притом кратко, задачи воспитания для открываемого приюта. Следовало бы указать и средства к исполнению этих задач. Но мы боимся утомить ваше внимание продолжительностью слова. Тем более это такой предмет, о котором современными педагогами исписано много книг. Наше слово при этом, быть может, окажется уже и слабым, и излишним.

Впрочем, если бы понадобилось и наше мнение о главнейших способах воспитания, мы выразили бы его в следующих немногих словах: кто хочет благоуспешно вести дело воспитания, тот должен быть сам благовоспитанным; кто хочет научать других благочестию, тот должен быть сам благочестив, кто хочет научить других труду и терпению, тот должен сам любить труд, быть терпеливым. Значит, в деле воспитания требуется истинное благочестие, труд и терпение. К этому должно присовокупить еще одно средство, за действенность которого имеем достоверное свидетельство Самой Истины. Это средство есть молитва веры. Если бы кто усомнился в силе этого средства, тот пусть сам испытает его, пусть молится с верою, и смеем уверить, что, по народному изречению, за Богом молитва не пропадет. Истинно говорю вам, говорит Ипостасная Истина, все, чего ни попросите в молитве с верою, получите (Мф.21:22). Помолимся и мы, собравшиеся здесь для молитвы, да исправит Господь дело рук наших, – не токмо настоящее дело, но и все дела рук наших да исправит (Пс.89:17).

Проповеди на праздники:

Наверх